Рассмотрим нововведения в системе российских СанПиНов.
Изменения в СанПиНах связаны с действием «регуляторной гильотины», или масштабного пересмотра и упрощения всей российской законодательной базы. Новые СанПиНы упразднили более ста прежних.
Соблюдение новых правил потребует от бизнеса дополнительных затрат и ресурсов: покупка дезинфицирующих средств, ведение журналов, составление новой технической документации. Сэкономить средства и время помогут специалисты аутсорсинга Главбух Ассистент. В каждом тарифе – поддержка бухгалтера, кадровика и юриста, которые помогут разобраться в новых правилах. А специалисты-бухгалтеры найдут способ сократить налоговые расходы.
Отметим наиболее важные их них:
Номер |
Название |
Кого касается |
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 |
"Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" |
Общепит |
СП 2.1.3678-20 |
"Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" |
Медицинские организации Аптеки Спортивные организации Культурно-досуговые организации Торговые объекты Гостиницы, хостелы, санатории Парикмахерские и салоны красоты Химчистки, прачечные Общественные туалеты |
СП 2.4.3648-20 |
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" |
Государственные и частные школы и детские сады, другие места пребывания детей (кружки, студии) |
Эти СанПиНы уже вступили в силу. В отличие от предыдущих, новые редакции имеют срок годности – до 1 января 2027 года. Разберем новые требования на нескольких примерах общепита, салонов красоты, гостиничных услуг.
СанПиН для общепита
Система ХАССП
Главный принцип при составлении СанПиНов – риск-ориентированный подход. То есть поиск опасных точек и ситуаций, которые могут повлечь риски здоровью работников предприятия и клиентов, а также управление этими рисками. Эта международная организационная система получила название ХАССП (или англ. HACCP).
ХАССП базируется на семи взаимосвязанных принципах:
- Анализ рисков.
- Поиск критически опасных точек.
- Установление пределов для критических ситуаций.
- Мониторинг контрольных точек.
- Проработка решения критических ситуаций.
- Ведение документации.
- Регулярная проверка документации и доработка.
Так, угрожающими факторами в общепите могут быть:
- биологические (паразиты и вредные микроорганизмы на кухне и в блюдах);
- химические (попадание частиц дезинфицирующих средств);
- физические (нарушение теплового режима для блюд).
Среди мер, нивелирующих риски: сообщить работодателю, если в семье кто-то отравился, работать в цеху только в целых перчатках, хранить дезинфицирующие средства в отдельном помещении, соблюдать температурный режим, регулярно замеряя температуру и сверяясь с технологической картой.
За игнорирование принципов ХАССП предусмотрены штрафы для ИП – 20-30 тысяч рублей, для организаций – 100-300 тысяч рублей (ст. 14.43 КоАП РФ).
Чтобы выстроить на пищевом производстве систему, отвечающую ХАССП, необходимо проработать техническую документацию.
Аудит бухгалтерского и налогового учета также поможет увидеть реальную финансовую картину вашей компании. Узнать, не переплачиваете ли вы налоги, поможет экспресс-аудит от Главбух Ассистент. Эксперты помогут вернуть переплаты, даже если ФНС будет против. Для всех новых клиентов аутсорсинга — экспресс-аудит бесплатно.
Важные изменения в правилах СанПиНа
Среди нововведений – как ужесточающие, так и смягчающие правила.
- Если заведение рассчитано на 25 и менее человек, допускается один туалет для работников и клиентов. Туалет нельзя совмещать с производственным помещением или складом.
- Малому общепиту теперь разрешено хранить сырье и готовую пищу в одном холодильнике в плотно закрытых контейнерах.
- В малом общепите отменили требование о найме отдельных людей для уборки туалета. Это могут делать рядовые сотрудники.
- Наконец приобрели официальный статус новые форматы работы общепита: кейтеринг, доставка еды и работа на вынос. Дополнительных деклараций соответствия продукции оформлять не нужно.
- Важнейший документ на производстве – технологическая карта, которая определяет все этапы приготовления пищи. Названия блюд, перечисленных в меню, должны быть дословно продублированы в технологической карте.
- Обязательный контроль температуры блюд в соответствии с технологической картой. Для этого в производственные помещения закупите термометры.
- В складских помещениях обязательно оборудование, измеряющее влажность и температуру воздуха. Минимум один термометр фиксирует температуру в холодильнике и морозильнике.
- Если вы работаете с сырьем, а не полуфабрикатами, оборудуйте один и более обрабатывающий цех.
- В меню – полная информацию о составе блюда, особенно если в нем есть аллергические продукты. Любой официант должен перечислить ингредиенты по запросу.
- При проведении мастер-классов с участием посторонних (взрослых и детей) необходимо создать условия для безопасности и полного соблюдения технологии.
- Ежедневный осмотр рук всего персонала: сотрудники с признаками инфекции или гнойничковых заболеваний к работе не допускаются. Также необходимо сообщать, не заболел ли кто из домашних кишечным расстройством. Требование осмотра ужесточилось и ранее касалось не всех. Результаты осмотра фиксируются в гигиеническом журнале. Форма – в приложении СанПиНа и ниже в статье.
Такую форму гигиенического журнала теперь нужно заполнять в общепите каждый день
Исчезли многие правила, которые ранее были обязательными. Теперь бизнес сам решает:
- как мыть посуду, на какой высоте ее хранить и использовать ли губки;
- как обрабатывать яйца и овощи;
- как часто проводить генеральную уборку;
- в каких ситуациях использовать посуду из алюминия;
- как организовать кондитерский цех;
- закрыть или нет заведение, если отключили воду;
- где и как хранить чистую посуду.
Новый СанПиН 2021 для салонов красоты и парикмахерских
СанПиН 2.1.3678-20 упразднил ранее действовавший 2.1.2.2631-10 с подробным описанием требований к помещениям и процедурам. Новый СанПиН содержит общие требования к помещениям, где оказывают те или иные услуги, а отдельные разделы дополняют общие требования.
Салонам красоты и парикмахерским посвящен раздел 8.2, который состоит всего из 38 пунктов. Новый СанПиН вынудит салоны красоты срочно делать перепланировку. Другие ограничения способны удвоить время обслуживания клиента. Некоторые требования вызывают у бизнеса вопросы.
Перечислим нововведения:
- Определен новый порядок санобработки инструментов, которые применяют в косметологии, пилинге, пирсинге и татуаже и которые могут повредить верхний слой кожи. Теперь перед дезинфекцией инструмент необходимо промыть под проточной водой (п. 8.2.31)
Многих удивляет требование: так болезнетворные вирусы могут попасть в канализацию и выжить.
- Каждая услуга оказывается в отдельном помещении (8.2.4). Таким образом, под запрет попадает одновременный маникюр и педикюр, или «услуга в 4 руки».
- Каждое рабочее место в зале должно быть отгорожено от соседнего перегородкой высотой 1,8 м.
- Ежедневная дезинфекция помещения и всех поверхностей становится обязательной (8.2.20).
К этому пункту тоже есть вопросы. Дезинфекция воздуха приравнена к проветриванию, и наряду с дезинфекцией приписаны «дезинсекция и дератизация». С какой периодичностью проводить их, неясно.
- Информацию о дезинфекции необходимо вносить бумажный или электронный журнал (8.2.21). Каждая стерилизация подтверждается химическим индикатором бактериологического контроля (8.2.38).
Реальная цена аутсорсинга бухгалтерии в Главбух Ассистент – от 18 720 руб. в месяц. За эти деньги вместо одного бухгалтера вы получаете команду аттестованных специалистов. Это главбух, кадровик, юрист. И — надежную бухгалтерию под ключ:
- Корректный расчет налогов
- Своевременная подготовка и сдача отчетности
- Расчет зарплаты и налогов с выплат работниками любой сложности
- Налоговая оптимизация, чтобы вы платили меньше
- Ответы на требования и запросы ИФНС и фондов
- Предотвращение риска назначения проверки и помощь в ее прохождении
- Контроль расчетов с контрагентами
- Составление и получение качественной первички
- Консультации по сложным сделкам и операциям
- Обеспечение бесперебойной работы с банками
- Юридическая поддержка, проверка договоров и защита сделок
- Регистрация ООО и ИП для новых направлений бизнеса
Посчитайте сами стоимость экспертной бухгалтерии для вашего бизнеса и свою экономию при переходе на аутсорсинг.
- Отдельную систему воздухообмена можно не устанавливать, если в салоне красоты до трех рабочих мест (8.5.3).
- Все расходники должны быть стерильными в упаковке или простерилизованными.
- Комплектность одного рабочего места – три набора инструментов в расчете на посетителя. Это правило – для всех косметических услуг: парикмахерской, пилинга, маникюра, педикюра, татуажа и пирсинга.
- Зажимы и бигуди следует промыть с моющим средством, а режущие инструменты и расходники, куда могли попасть частички кожи, крови и волос – подлежат дезинфекции. Волосы после стрижки собирают в бумажный или полиэтиленовый пакет, который хранится в подсобке до утилизации.
- Обязателен контроль запасов моющих и дезинфицирующих средств. Их должно хватить минимум на три дня
Далее — обзор СанПиН-изменений 2021 года для бьюти-сферы: чего нет в новых правилах.
- В обновленном СанПиНе – ничего о том, как утилизировать одноразовые расходники (ватные тампоны, одноразовые инструменты и т.д.). Этот важный аспект остается на откуп салонам. По старым правилам перед утилизацией расходники с остатками крови и частиц кожи было обязательно дезинфицировать.
- Дополнительных требований к дезинфицирующему средству нет. Ранее можно было пользоваться только средством, которое разрешено Минздравом.
- Требования к площади салона или рабочего места. Единственное требование – разные помещения для разных видов услуг.
- Нет информации об обязательных медосмотрах персонала.
- Нет требования иметь аптечку анти-ВИЧ. Это противоречит приказу Минздрава от 9 января 2018 г. N 1н о том, что должно быть в аптечке первой помощи в организации.
Читайте также:
Законодательство в отношении бизнеса меняется каждый день. Разобраться в новых требованиях поможет команда аутсорсинга Главбух Ассистент. Эксперты на прямой связи с инспекциями и ведомствами, первыми узнают обо всех изменениях в финансовом, трудовом, налоговом законодательстве. Услуги бухгалтеров, юристов, кадровиков включены в каждый тариф — сравните, насколько это выгоднее, чем содержать штатных специалистов.
Гостиничные услуги
Санитарные требования – в том же СанПиНе 2.1.3678-20. Специфике гостиничного бизнеса уделен седьмой раздел, состоящий из 23 пунктов.
Несмотря на маленькое число пунктов, правила ужесточились. По сути, в разряд обязательных к исполнению правил перенесли большую часть антиковидных ограничений. Многие представители бизнеса называют требования избыточными. Хостелы оказались под угрозой закрытия.
Перечислим, что изменилось.
- Дезинфицировать необходимо:
- холл, вестибюль и другие помещения общего пользования – не реже раза в месяц;
- дверные ручки, туалетные кнопки смыва – ежедневно;
- заселенные номера – раз в день и после отъезда постояльца;
- незаселенные номера – минимум раз в неделю.
- Запрет на размещение гостиниц в жилых домах (7.1) и цокольных этажах зданий (7.3).
На рынок гостиничных услуг повлияет не только новый СанПиН. Гостиницам теперь запрещено работать без присвоения классификации (постановление правительства №1853).
Читайте также: Документы, которые помогут сохранить бизнес в кризис
Штрафы за нарушение правил СанПиНа
Нарушения в области соблюдения СанПиНа влекут административную ответственность по ст. 6.3 КоАП.
- За невыполнение санитарно-гигиенических мероприятий – штраф для ИП – 500 -1000 рублей, для ООО – 10-20 тысяч рублей.
- Если мероприятия не выполнены во время опасной эпидемиологической ситуации, штраф для ИП – 50-150 тысяч рублей, для организации – 200-500 тысяч рублей.
- Если из-за неправомерных действий или бездействия в области соблюдения санитарных норм человек заболел или умер, штраф для ИП и организации – от 500 тысяч рублей до 1 млн рублей. Против виновных могут начать уголовное преследование.
Ошибки фиксирует Роспотребнадзор при проверке.
Читайте также:
Остались вопросы по документации и исполнению требований? Задайте их специалистам сервиса Главбух Ассистент. Вы получите квалифицированную рекомендацию. А переведя бухгалтерию на аутсорс с гарантией от штрафов и освободите время на решение насущных задач бизнеса.