text
Новый Бизнес.Ру

Familia затравили в соцсетях из-за «камер наблюдения в примерочных» [обновлено]

  • 11 февраля 2018
  • 3881

Ритейлер off-price магазинов Familia оказался в центре скандала, раздутого пользователями популярного в России форума «Пикабу». В интернете ритейлера забросали комментариями с вопросами о «камерах в примерочных», и администраторы в социальных сетях ограничили возможность комментирования в официальных сообществах ритейлера. Как пояснили в Familia Бизнес.Ру, съемка торгового зала ведется с информированием покупателей об осуществлении видеофиксации, что не противоречит действующему законодательству.

В конце рабочей недели на сайте «Пикабу» пользователь movod опубликовал историю про найденную камеру скрытого видеонаблюдения в одном из магазинов сети Familia.

Он якобы обнаружил в магазине «Фамилия» в ТРК «Меркурий» в Санкт-Петербурге прямо над примерочными перфорированный профиль с гофрой внутри. В ней были отверстия над каждой кабинкой для переодевания. После отказа сотрудников магазина признавать наличие камер была вызвана полиция. По словам автора сообщения, при полицейском гофра была вскрыта, в ней действительно оказалась камера видеонаблюдения. Несостоявшийся покупатель написал заявление в полицию. Но позже ему отказали в возбуждении уголовного дела с формулировкой: «в ходе осмотра кабинок, прилегающей к ним территории [...] каких-либо скрытых камер видеонаблюдения обнаружено не было».

Familia затравили в соцсетях из-за «камер наблюдений в примерочных»

Эта история была одобрена 18 тысячами пользователей и получила 1,5 тысячи комментариев. Дальше пошел вирусный эффект: по всей стране люди стали искать камеры в магазинах Familia: сообщения об находках опубликовали из Краснодара и Великого Новгорода.

Этим дело не ограничилось. Одни пользователи «Пикабу» составили письма в генпрокуратуру и в онлайн-приемную президента РФ. Другие - начали писать комментарии в социальных сетях ритейлера. Сначала smm-специалисты Familia, ведущие аккаунт, удаляли комментарии и лично отвечали пользователям, но потом они закрыли возможность комментирования во всех официальных сообществах - в «ВКонтакте», в Facebook и Instagram. Вероятно, не справились с волной негатива.

А можно ли ставить камеру в примерочной?

Рассмотрим юридические тонкости вопроса, можно ли магазину установить камеру видеонаблюдения.

Этот вопрос неоднократно обсуждался. Владельцы магазинов утверждают, что размещать камеры они могут, где угодно, так как магазин - место общественное. А в примерочных совершается больше всего краж.

Покупатели же ссылаются на статью 137 УК РФ о неприкосновенности частной жизни. Очевидно, что переодевание и раздевание является моментом частной жизни человека, и такой видеосбор информации без его согласия не допускается. При этом если же в магазине есть таблички о камерах наблюдения в примерочных, то покупатель, используя их, уже соглашается с установленными правилами.

Однако, как удалось выяснить, публично ни один ритейлер не понес наказание в виде штрафа за камеры в примерочных, хотя периодически информация об их обнаружениях появляется в сети.

Почему скандал так раздули

В Familia видеосъемка ведется с информированием покупателей о ее наличии.

Как пояснили Бизнес.Ру представители Familia, в магазинах Familia видеосъемка торгового зала ведется исключительно в целях безопасности посетителей, установления фактов кражи продукции магазина и имущества посетителей, порчи имущества магазина и продукции. В ряде случаев камеры видеофиксации помогали возвратить оставленные личные ценные вещи, а также предотвратить хулиганское поведение посетителей, угрожающее безопасности других покупателей.

«Общая съемка торгового зала ведется с информированием покупателей об осуществлении видеофиксации, что не противоречит действующему законодательству. Familia работает в рамках правовых норм, основываясь на статьях Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, УК РФ и федеральных законов, защищающих право частной жизни каждого лица», - заявили в пресс-службе ритейлера.

За ответом, может ли травля в соцсетях быть спланированной акцией против Familia, мы обратились к работникам пиар-сферы. Они отказались от официальных комментариев, сославшись на выходной день и на то, что необходимо уточнить все нюансы ситуации. Лишь один из пиар-специалистов в неофициальной беседе прокомментировал, что такое распространение информации не похоже на происки конкурентов или «черный пиар». По его мнению, раздуть скандал помог опубликованный на «Пикабу» отказ о возбуждении дела, когда покупатель нашел в кабинке камеру наблюдения: «У пользователей появилось ощущение причастности к борьбе за справедливость. Поэтому история хайпанула» [стала популярной, модной — прим.].

Следить за новостями на Бизнес.Ру удобно через наш канал в Telegram, в котором мы публикуем две короткие подборки о событиях за день. Присоединяйтесь!

Будьте в курсе!

Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на нашу рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме
Мы в соцсетях
×
Требуется регистрация

Зарегистрируйтесь и получайте ответы от экспертов бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.