Торговля и Склад онлайн
Попробовать бесплатно

Россияне наедаются самым дешевым

22 февраля 2017 16
Более трети своих расходов среднестатистический житель России тратит на продукты, тогда как европеец — в два раза меньше. В 2016 году потребительская активность россиян снизилась на 5%, а из всех продуктов увеличилось потребление лишь самых дешевых — картошки, лука, капусты и моркови. Это означает, что личная инфляция граждан заметно выше, чем «средняя температура по больнице», которую считает Росстат.

Доля расходов на продукты питания в бюджете семей традиционно является одним из основных показателей, характеризующих уровень жизни у населения. В благополучных странах этот показатель составляет не более 15% от общих затрат, остальное люди могут потратить на одежду, образование и развлечения. В менее богатых странах людям приходится тратить на еду почти половину от всех своих расходов (40–50%).

Режим экономии

В России за последние три года доля продуктов питания и безалкогольных напитков в корзине товаров и услуг увеличилась на 3 п.п, до 30, 8%. Еще четверть потребительских расходов населения (26, 3%) составляет оплата услуг, 11% — счета по услугам ЖКХ, говорится в февральском мониторинге экономической ситуации в России (подготовлен РАНХиГС, Институтом Гайдара и ВАВТ).

Зато россияне стали экономить на одежде и обуви.

Эта статья расходов сократилась с 10, 7% в 2010 году до 9, 5% в 2015–2016-м. Затраты населения на алкогольные напитки снизились c 5, 4% в 2012 году до 4, 7% в 2015–2016 годах, что может быть вызвано ростом акцизных ставок на алкоголь.

Наиболее чувствительными к кризису оказались расходы населения на транспорт, подсчитали в РАНХиГС. Покупка легковых автомобилей занимала в расходах россиян 5, 4% в 2010 году, затем возросла до 7, 6% в 2013–2014 годах, после чего пошла на спад, достигнув в 2016 году 6%. При этом расходы населения на автомобильный бензин постоянно увеличивались — с 2, 5% в 2010-м до 3, 4% в 2016-м.

«То, что треть расходов россиян идет на продовольствие, соответствует среднемировому тренду. Хотя в странах Евросоюза этот процент меньше, в среднем 17%, зачастую это связано с более дорогими услугами, такими как ЖКХ, транспорт, а также большим кредитным бременем», — полагает эксперт РАНХиГС Владислав Гинько.

Без сладкого жить горько

С 2014 года прожиточный минимум в России равняется удвоенной сумме минимального набора продуктов питания. В третьем квартале 2016 года прожиточный минимум по стране увеличился относительно аналогичного периода 2015 года на 2, 2%.

В свою очередь, индекс потребительских цен (ИПЦ) — один из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции, с октября 2015 года по сентябрь 2016 года возрос на 6, 4%.

Однако, как выяснили в РАНХиГС, составы двух продуктовых наборов — для расчета инфляции и для исчисления прожиточного минимума — значительно отличаются. Например, если в минимальном наборе питания в январе 2017 года хлеб, крупы и макаронные изделия занимали 23, 4%, то в потребительских расходах на продукты — всего 8, 5%.

Доля расходов на мясо в минимальном наборе питания — 18, 6% против 30, 7%, а расходы на молочные продукты — 22, 3% против 13, 8% соответственно.

Затраты на чай, кофе и сладости не предусмотрены в минимальном наборе питания вообще, но в графе реальных расходов на продукты они заняли в сумме 12, 3% в 2016 году. Столько же в потребительских расходах россиян занимают овощи — 12, 6%.

«При рекордно низкой инфляции реальные располагаемые доходы населения за 2016 год снизились на 5, 9%. Этим и объясняется рост доли расходов на продукты питания.

В общем, есть больше не стали», — иронизирует член Торгово-промышленной палаты России Анна Вовк.

Вырезаем купоны, скупаем капусту

Совокупность экономических факторов, таких как продовольственное эмбарго, рост курса валют и снижение реальных доходов, привела к росту цен и переключению россиян на самые дешевые продукты — хлеб, крупы и овощи. Это привело к тому, что, как сообщил на прошлой неделе президент Владимир Путин, инфляция в России в феврале установила рекорд — 4, 7%.

Например, в 2016 году россияне могли купить на 25–28% больше картофеля, капусты, лука, моркови, чем в 2015-м. На 7% больше можно было приобрести свинины, на 4% — курятины. Обратный эффект затронул масло подсолнечное, маргарин, чай, масло сливочное (от -7 до -12%).

Снизилась покупательная способность населения относительно рыбы, хлеба, молочных продуктов (от -4 до -6%).

«Начиная с осени 2014 года все, кто связан с розничной торговлей, особенно в продовольствии, отмечают перекос потребительского спроса в сторону самых дешевых товаров», — рассказал эксперт РАНХиГС Сергей Хестанов.

По его словам, индикатор потребительской активности в 2016 году показал спад в минус 5%. «Это довольно большой показатель, то есть, с точки зрения граждан, спад продолжается», — пояснил экономист.

У россиян сохраняются высокие инфляционные ожидания, соглашается Владислав Гинько.

«Общаясь с представителями торговых сетей, мы видим, что резко возросло количество людей, которые покупают чуть ли не всю свою продовольственную корзину, ориентируясь только на специальные цены и акции», — рассказал он.



Ваша персональная подборка

    Будьте в курсе!

    Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на нашу рассылку. Это бесплатно.

    Живое общение с редакцией


    Рассылка

    © 2016 Business.ru – интернет-издание об эффективности вашего бизнеса

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Business.ru. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность по законодательству РФ.

    

    ×
    Все новости бизнеса с доставкой на вашу почту!
    Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку и получайте только самые актуальные и интересные новости сферы торговли и услуг.