Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок       Бесплатная регистрация ООО   |   ИП       4 способа сэкономить на налогах       CRM, Склад, Торговля, Аналитика в одном месте       Программа для учета в магазинах (54-ФЗ)
Новый Бизнес.Ру

Недобросовестная реклама: эксперт объяснил, что сюда относят

24 октября 2019
84
Средний балл: 0 из 5
Недобросовестная реклама: эксперт объяснил, что сюда относят

При нарушении закона компании грозит штраф до 800 тыс.рублей



Руководитель практики Антимонопольного права Дмитрий Серёгин рассказал изданию РБК об основных и специальных требованиях к рекламе. Приводим основные тезисы статьи.

Добросовестность и достоверность

Ст. 5 федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» требует добросовестности и достоверности от рекламодателя. Это означает, что материал не должен содержать ложные утверждения, манипулировать фактами или иными способами вводить пользователя в заблуждение.

Законом запрещено подавать неверную информацию:

  • о свойствах товара/услуги;
  • об условиях покупки;
  • о порядке эксплуатации;
  • о полезных свойствах и других существенных факторах, которые побуждают пользователя сделать покупку.

Нарушителям грозит штраф в размере до 800 тыс.рублей.

Некорректное сравнение

Под недобросовестную рекламу попадают материалы, содержащие некорректное сравнение. Тут мы сталкиваемся с трудностями, ведь закон не трактует, какие сравнения являются некорректным. Эксперт советует ориентироваться на ст. 14.3 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Примером некорректного сравнения являются тексты со словами «номер один», «лучший», «первый», «единственный», «самый» и пр. (в случае, если производитель не указывает конкретные характеристики для сравнения, или если информация является ложной, искаженной или неточной).

Производитель может сравнивать свое предложение с конкурентами, но при одном условии – если потребитель может проверить достоверность таких сведений. Часто в рекламных сообщениях указано, что продукция производителя лучше «обычных» товаров того же назначения. Тут к рекламодателю можно предъявить претензии, ведь он не конкретизирует ни параметры сравнения, ни линейку товаров. Поэтому прежде заявлять о своем превосходстве, рекламодатель должен доказать этот факт.

«Маскировка» информации

К «недобросовестным» методам рекламы относится и «маскировка» части информации о продукте. Например, когда производитель использует мелкий шрифт на упаковке, или когда в телерекламе текст демонстрируется за короткий промежуток времени и зритель не успевает его прочесть.

Формально рекламодатель ничего не нарушает, ведь вся существенная информация присутствует. Но тут проблема не с содержанием, а с формой. Если потребитель не может воспринять часть сведений, у него формируются ложные представления о продукции, поэтому закон может посчитать такую рекламу недостоверной.

Нормы этики и морали

Ч. 6 ст. 5 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» запрещает использование ненормативной лексики и оскорбительных образов (в том числе в адрес вероисповедания, расы, профессии, пола, возраста и пр.).

Сложность заключается в том, что оценка этичности рекламы может быть субъективной. Особенно в такой многокультурной стране как Россия. Тут нам на помощь приходит разъяснение ФАС от 29.03.2018 № АК/21504/18. Ведомство отмечет, что реклама является неэтичной, если она оскорбляет существенную часть населения (не обязательно большинство).

Специальные требования

Отдельные виды товара и способы распространения рекламы имеют свои ограничения. Например, все знают, что нельзя рекламировать табачную продукцию. Но некоторые компании пытаются обойти закон, рекламируя не саму продукцию, а бренд. Такие попытки могут навлечь гнев антимонопольного органа.

Еще один интересный момент – сообщения, которые не относятся к рекламе. Например, в разъяснении ФАС России от 25.09.2019 № АК/83509/19 говорится о том, что информация на сайте производителя или продавца не является рекламой, если такие сведения нужны, чтобы рассказать посетителям о товаре или услуге. Следовательно, тут не действует федеральный закон «О рекламе».

Однако подобные сообщения не должны противоречить закону «О защите конкуренции». Владелец сайта не имеет право дискредитировать конкурента, вводить посетителей в заблуждение, а также публиковать другие сведения, которые противоречат требованиям справедливости и добропорядочности.


Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.



logo
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
×
Регистрация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Продолжить
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.