Торговля и Склад онлайн
Попробовать бесплатно

Правила проведения инвентаризации на складе

14338
Правила проведения инвентаризации на складе
Проведение инвентаризации товаров и других материальных ценностей регулируется законодательством. Однако учесть дух и букву правил при реальной инвентаризации ТМЦ на складе и в магазине не всегда просто. Как проводить инвентаризацию, читайте в нашем материале.

Содержание:

1. Общие правила проведения инвентаризации на складе
2. Приказ о проведении инвентаризации товаров на складе: комиссия, план проверки, сроки инвентаризации
3. Проведение инвентаризации на складе
4. Поступление или выбытие продукции во время инвентаризации склада
5. Результаты инвентаризации, оформление акта инвентаризации

Общие правила проведения инвентаризации на складе

Проведение инвентаризации товаров на складе – процедура масштабная и трудоемкая, но необходимая для корректного учета остатков на складе и управления продажами. Порядок инвентаризации материальных ценностей должен быть в подробностях известен вашему бухгалтеру, но вам нужно, как минимум, знать общие правила инвентаризации склада, чтобы проконтролировать процесс и результат.

Есть специальные организации, которые оказывают услуги инвентаризации на аутсорсинге. Вы можете обратиться к ним – если, конечно, у вас есть на это лишние деньги. Если же каждая копейка на счету, вполне реально провести инвентаризацию запасов на складе своими силами.

Периодичность инвентаризации в магазине и на складе устанавливается в учетной политике, которую вы переутверждаете ежегодно. Плановые инвентаризации ТМЦ рекомендуется проводить не реже раза в месяц. Одна инвентаризация в год – перед составлением годовой отчетности – для вас неизбежна. Кроме того, вам придется проводить ревизию в обязательном порядке при передаче имущества в аренду, его продаже или выкупе, при смене материально ответственных лиц, при реорганизации компании. Самые печальные поводы для обязательной инвентаризации склада – выявление порчи или кражи и форс-мажорные ситуации вроде пожара или наводнения.

Кроме того, вы можете устраивать внезапные проверки, чтобы держать в тонусе ваших сотрудников и обеспечивать постоянный порядок на складе. В отличие от периодических инвентаризаций, внеплановые проводятся без предупреждения и предварительной подготовки работников склада.

Учитывайте, тем не менее, что инвентаризация товаров и материалов на складе стоит вам живых денег. Если она организуется в рабочее время:

  • ваши сотрудники заняты проверкой вместо основной работы;
  • товары, которые вы инвентаризуете, нельзя комплектовать в заказы, отгружать клиентам или отправлять со склада в магазин на продажу;
  • заказывать на день инвентаризации новые поступления тоже, по сути, нельзя, чтобы не спутать результаты инвентаризации остатков на складе.

Если же вы наметили проведение инвентаризации товаров на нерабочее время – например, на выходные, – придется выплатить сотрудникам сверхурочные. Поэтому не стоит увлекаться слишком частыми внеплановыми инвентаризациями – лучше грамотно подобрать персонал и наладить автоматизированный учет.

Приказ о проведении инвентаризации товаров на складе

Для начала вам нужно издать приказ об инвентаризации материальных ценностей на складе по готовой форме ИНВ-22 и внести его в журнал учета контроля приказов об инвентаризации по форме ИНВ-23. В приказе фиксируются проверяемые объекты, сроки инвентаризации и состав инвентаризационной комиссии. Вы и ваш главбух, если он есть, обязательно должны входить в эту комиссию. Также в нее включаются материально ответственные лица. Составляйте список с учетом того, что во время инвентаризации продукции на складе все члены комиссии должны быть в сборе. Если кто-то будет отсутствовать, результаты инвентаризации будут недействительны.

Далее нужно проверить, чтобы до начала инвентаризации на складе документы на товары были проверены, учтены бухгалтерией и внесены в систему автоматизации. Если еще на этой стадии выявятся какие-либо расхождения между планом и фактом, материально ответственные извещают об этом инвентаризационную комиссию. В противном случае материально ответственные выдают расписку, о том, что все документы в порядке, председателю инвентаризационной комиссии, то есть вам. Вы же визируете все приходные и расходные документы, отмечая на них «до инвентаризации на такое-то число».

Вам будет интересно!     Как грамотно организовать работу склада

  • Эффективное размещение товаров
  • Перемещение товаров на складе
  • Правильное хранение товаров
  • Управление товарными запасами
  • Порядок проведения инвентаризации
  • Автоматизация учета на складе
  • Оборачиваемость товаров на складе
  • Контроль остатков товара
  • Ведение складского документооборота
  • Бланки и формы документов

Подробнее>>

Дальше инвентаризационная комиссия определяет план проверки, то есть отмечает, кто, в каких зонах и в какие сроки проводит инвентаризацию товаров. Если склад у вас большой, а то и вовсе несколько складов, инвентаризационная комиссия может не пересчитывать все собственноручно, чтобы не затягивать процесс, а назначить на каждом участке рабочие (счетные) комиссии из ваших сотрудников. Каждая счетная комиссия проходит инструктаж, после чего инвентаризует свой участок и отчитывается перед большой инвентаризационной комиссией.

Если вы проверяете не весь ассортимент, а какую-то его часть в рамках выборочной инвентаризации, убедитесь, что весь проверяемый вами товар собран в одном месте. Кстати, перед началом инвентаризации нужно опломбировать запасные входы-выходы.

Проведение инвентаризации на складе

Комиссия физически пересчитывает материальные ценности на складе и ведет инвентаризационную опись ТМЦ по форме ИНВ-3. Если на вашем складе есть товары, переданные на ответхранение, то они подсчитываются отдельно. Для них составляется опись по форме ИНВ-5. Описи нужно заполнять ручкой, причем очень внимательно, чтобы не переделывать заново, ведь исправлять их практически нельзя. Если нужно все же внести поправки, неверная запись зачеркивается строго одной чертой, поверх нее пишутся правильные данные. Незаполненных строк в описях быть не должно, пустые строки в конце документа перечеркиваются.

При выявлении просроченных или неходовых товаров их учитывают отдельно. На испорченные товары заполняется акт о порче, бое по форме ТОРГ-15. Кроме того, данные о таких товарах, не подлежащих продаже, заносятся в акт о списании по форме ТОРГ-16, на основании которого они будут потом сняты с учета.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы. Подробнее о программе >>

Ручная инвентаризация возможна, если у вас небольшой склад, где подсчитать товары можно за ночь. В других случаях не обойтись без технологий. Автоматизированный подсчет товаров при инвентаризации склада повышает качество проверки и точность информации. Члены комиссии сканируют коды на упаковках с помощью сканеров штрихкодов, и данные о товаре напрямую поступают в программу автоматизации. Вмешательство пресловутого человеческого фактора сведено к минимуму, поскольку данные и заносятся в систему, и анализируются автоматически. Для того чтобы установить персональную ответственность, можно закрепить каждый сканер штрихкодов за конкретным сотрудником с помощью личных паролей. В этом случае в системе отразится не просто общий итог, а информация о действиях каждого.

Во время инвентаризации нужно проверять товары внимательно. Нельзя сканировать штрихкоды вслепую, нужно обязательно сличать название на дисплее сканера и на товаре, чтобы выявить ошибки в маркировке товара, если они есть. Если часть товаров хранится в неповрежденных заводских упаковках, их допускается учитывать по количеству, указанному на упаковке, но несколько «порций» такой продукции все равно нужно выборочно вскрыть для проверки. Навалочные товары проверяются по обмеру и техническим расчетам. Если они принимались от поставщиков по теоретическому весу или метражу, то так же и инвентаризуются. Чего точно не стоит делать, так это заполнять инвентаризационные описи со слов материально ответственных лиц, без реального пересчета товаров. С таким же успехом можно и вовсе не проводить инвентаризацию.

Подробнее о порядке проведения инвентаризации склада и магазина

Поступление или выбытие продукции во время инвентаризации склада

Практики утверждают, что уже учтенную продукцию можно сразу после ее подсчета инвентаризационной комиссией передавать в магазин или для комплектации клиентских заказов. Такой подход позволяет уменьшить время простоя и удовлетворить покупателей даже при инвентаризации, но несет в себе дополнительные риски. Вы не сможете точно поручиться за качество инвентаризации склада, если какой-либо товар буквально будут выхватывать из рук членов комиссии, чтобы отправить клиентам. Традиционный подход к инвентаризации материальных ценностей подразумевает, что во время ее проведения товары не отгружаются и не поступают на склад. Также нельзя перемещать продукцию между складами или внутри ячеек на инвентаризуемом складе. Логика очевидна – любое товародвижение вносит путаницу в процесс и в документы, усложняет учет товарных остатков. Но вряд ли вы готовы полностью парализовать свой бизнес, особенно если ваша торговая точка обычно работает без выходных. Поэтому допустим, что некоторое движение товаров во время инвентаризации все же происходит.

Если продукция привезена на склад в течение инвентаризации, приемку проводят члены инвентаризационной комиссии. На такой товар оформляется опись ТМЦ, поступивших во время инвентаризации, по форме ИНВ-3. Информация о поступлениях приходуется при подведении результатов инвентаризации к товарному отчету склада.

Если в течение инвентаризации нужно произвести отгрузку какой-либо продукции, для этого сотрудники должны получить письменное разрешение у вас и главбуха. На отпускаемые товары заводится инвентаризационный ярлык по форме ИНВ-2, в который вносятся данные о количество товаров до и после отгрузки. Затем заполняется акт инвентаризации отгруженных товаров по форме ИНВ-4.

Если какая-либо продукция уже учтена у вас, но фактически до вашего склада еще не доехала, на нее составляется акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути, по форме ИНВ-6. Отдельная опись понадобится и для товаров, находящихся на момент инвентаризации на чужом складе. В нее сведения вносятся по подтверждающим документам о сдаче продукции на ответхранение.

Результаты инвентаризации, оформление акта инвентаризации

По итогам инвентаризации материально ответственные лица расписываются в своем согласии с результатами проверки и отсутствии претензий, а также в том, что инвентаризация проводилась в их присутствии. Если они находят ошибки, материально ответственные обязаны сообщить о них сразу же, до того как склад начнет нормальную работу после инвентаризации.

Все члены инвентаризационной комиссии подписывают инвентаризационную опись. Дальше на основании сличительной ведомости по форме ИНВ-19 фактические остатки на складе сравниваются с данными учета в программе автоматизации.

При выявлении значительных расхождений между итогами инвентаризации и данными об остатках на складе в системе автоматизации проводится пересчет товаров. Лучше, если его будут проводить другие сотрудники, не те, кто входил в инвентаризационную комиссию. После сопоставления фактических и учетных данных оформляются окончательные результаты инвентаризации (акт инвентаризации склада) в количественном выражении и в денежном эквиваленте. Итоги инвентаризации включаются в данные отчетности за тот месяц, в котором она закончена (то есть за месяц ее проведения – вряд ли вы будете инвентаризовать склад несколько месяцев). Результаты годовой инвентаризации, естественно, входят в годовой отчет.

По итогам инвентаризации в учете могут образоваться излишки или недостача. Убытки взыскиваются с материально ответственных лиц.

Смотрите также:

Инвентаризация расчетов
Излишки и недостачи при инвентаризации
Организация приемки товаров

Программа для розничных магазинов, оптовой торговли, интернет-магазинов и сферы услуг

  • Торговый и складской учет
  • Интеграция с фискальными регистраторами
  • CRM, заказы и сделки
  • Печать первичных документов
  • Банк и касса, взаиморасчеты
  • Интеграция с интернет-магазинами
  • Интеграция со службами доставки
  • Интеграция с IP-телефонией
  • Email и SMS рассылка
  • КУДиР, налоговая декларация (УСН)



Ваша персональная подборка

    Живое общение с редакцией



    Рассылка

    © 2016 Business.ru – интернет-издание об эффективности вашего бизнеса

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Business.ru. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность по законодательству РФ.

    

    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!
    Это бесплатно и займет всего минуту/

    Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль