Торговля и Склад онлайн
Попробовать бесплатно

Изменения в налоговом законодательстве с 1 июля 2016 года

1024
Изменения в налоговом законодательстве с 1 июля 2016 года
С 1 июля 2016 года в России вступил в силу ряд изменений в налоговое законодательство в части уплаты налога на добавленную стоимость, заполнения счета-фактуры, электронного документооборота с налоговой инспекцией и документов, которые теперь вправе запрашивать налоговики при проверке организации, и ряда других важных аспектов.

Содержание:

1. Вычет НДС по экспортным операциям по-новому
2. Заполнение счета-фактуры: реквизитов стало больше
3. Обновленные коды операций по НДС
4. Список документов, которые запрещается требовать при проверках фирм
5. Получение электронных писем от ФНС по новым правилам
6. Увеличен минимальный размер оплаты труда

Вычет НДС по экспортным операциям по-новому

Новый Федеральный закон №150-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса РФ», подписанный Главой государства 30 мая 2016 года, установил новые правила к заявлению вычетов НДС по экспортным операциям. Согласно поправкам, начиная с 1 июля 2016 года, принимать к вычету налог на добавленную стоимость по экспортным операциям в нашей стране необходимо будет в таком же порядке, как и при реализации товаров внутри российского рынка.

Как известно, сегодня предприниматели, уплачивающие налог на добавленную стоимость, имеют право уменьшить общую сумму налога путем заявления налоговых вычетов – об этом гласит статья 171 Налогового кодекса РФ. Налоговики производят начисления вычета по НДС на основании счетов-фактур, которые были выставлены продавцами товаров после того, как данные товары (или услуги) были приняты на учет. Также вычеты предоставляются только в том случае, если заявитель имеет соответствующие первичные документы – такое требование закреплено в 172 статье Налогового кодекса РФ.

Читайте также: Сроки уплаты налогов и взносов во второй половине 2016 года

До изменений, которые внесФедеральный закон №150-ФЗ, по экспортным операциям компании принимали НДС к вычету на последний день квартала, в котором документы по нулевой ставке были собраны (напомним, необходимо было за 180 календарных дней собратьдокументы, подтверждающие нулевую ставку НДС, и только затем подать в налоговую инспекцию весь пакет документов). Теперь, начиная с 1 июля 2016 года, заявить к вычету по НДС по товарам, приобретённых для экспорта, можно по упрощенной и сокращённой по времени схеме, то есть, в общеустановленном порядке. Заявить НДС к вычету можно еще до того, как собран пакет документов, подтверждающих нулевую ставку по НДС – сегодня заявить вычет НДС по экспортным операциям можно сразу после принятия к учету товаров для экспортных операций и получения от поставщиков счетов-фактур на данные товары.

Но есть из данного правила – заявления на вычет НДС по экспортным операциям в общем порядке – и исключения. Прежние правила действуют для сырьевых экспортеров, то есть, компаниям, которые экспортируютпродукцию химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности, минеральные продукты, древесину и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни и другие виды продукции.

Еще одно важное новшество, которое внес Федеральный закон №150-ФЗ, касается совершения не подлежащих обложению НДС операций по продаже товаров, вывозимых из России на территорию государств-членов Евразийского экономического союза. Теперь предпринимателей, подпадающих под данную категорию, обязали составлять счета-фактуры, вести книги покупок и продаж товаров.

Заполнение счета-фактуры: реквизитов стало больше

С 1 июля 2016 года законодатели добавили еще один обязательный для заполнения реквизит в счетах-фактурах –это код вида товаров из Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Такое требование закреплено теперь в подпункте 16 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ и введено Федеральным законом №150-ФЗ. Компании нашей страны теперь обязаны указывать код вида товаров, которые вывозятся в страны Евразийского экономического союза, куда сегодня входят Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Армения. Что же касается отгрузок товаров внутри нашей страны, то заполнять новый реквизит не нужно.

Читайте также: Господдержка малого бизнеса в 2017 году: увеличение или трехкратное сокращение?

До того момента, как в новую форму счета-фактуры будет добавлено поле для нового реквизита, а сама форма будет утверждена законодателями, предприниматели должны указывать код вида товаров из Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в первой графе счета-фактуры после наименования товара в скобках. Еще один возможный вариант внесения данного реквизита – вписать его дополнительной графой после всех подписей в счете-фактуре.

Обновленные коды операций по НДС

С июля 2016 года начали действовать новые коды по операциям по налогу на добавленную стоимость, которые используются бухгалтерами при ведении журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж. Их утвердил Приказ Федеральной налоговой службы России от 14.03.16 № ММВ-7-3/136@.

Перечень кодов сократился – их стало меньше на две позиции и теперь их количество равно 24.

Использовать новые коды операций по НДС предпринимателей обязывают уже при заполнении отчетности за третий квартал 2016 года

Код операции по НДС

Наименование операции по НДС

01

Отгрузка (передача) или приобретение товаров, работ, услуг (включая посреднические услуги), имущественных прав, за исключением операций, перечисленных по кодам 06; 10; 13; 14; 15; 16; 27; составление или получение единого корректировочного счета-фактуры, операции по восстановлению сумм налога, указанные в пункте 8 статьи 145, пункте 3 статьи 170 (за исключением подпунктов 1 и 4 пункта 3 статьи 170), статье 171.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, операции по возврату авансовых платежей в случаях, перечисленных в абзаце втором пункта 5 статьи 171, а также операции, перечисленные в пункте 6 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации

02

Оплата, частичная оплата (полученная или переданная) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг (включая посреднические услуги)), передачи имущественных прав, за исключением операций, перечисленных по кодам 06,28.

06

Операции, совершаемые налоговыми агентами, перечисленными в статье 161 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2011, N 50, ст. 7359).

10

Отгрузка (передача) или получение товаров, работ, услуг, имущественных прав на безвозмездной основе.

13

Проведение подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) капитального строительства, модернизации (реконструкции) объектов недвижимости.

14

Передача имущественных прав, перечисленных в пунктах 1 - 4 статьи 155 Налогового кодекса Российской Федерации

15

Составление (получение) счета-фактуры комиссионером (агентом) при реализации (получении) товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени, в котором отражены данные в отношении собственных товаров (работ, услуг), имущественных прав, и данные в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых (приобретаемых) по договору комиссии (агентскому договору)

16

Получение продавцом товаров, возвращенных покупателем, не являющимся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, за исключением операций, перечисленных по коду 17.

17

Получение продавцом товаров, возвращенных покупателем-физическим лицом, оплаченных наличным расчетом.

18

Составление или получение корректировочного счета-фактуры в связи с изменением стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен (тарифов) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав.

19

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с территории государств Евразийского экономического союза

20

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории

21

Операции по восстановлению сумм налога, перечисленные в пункте 8 статьи 145, пункте 3 статьи 170, статье 171.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов.

22

Операции по возврату авансовых платежей в случаях, перечисленных в абзаце втором пункта 5 статьи 171, а также операции, перечисленные в пункте 6 статьи 172

23

Приобретение услуг, оформленных бланками строгой, отчетности в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации

24

Регистрация счетов-фактур в книге покупок в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 9 статьи 165 и пунктом 10 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.

25

Регистрация счетов-фактур в книге покупок в отношении сумм налога, ранее восстановленных при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов.

26

Составление первичных учетных документов при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанной с исчислением и уплатой налога.

27

Составление счета-фактуры на основании двух и более счетов-фактур при реализации и (или) приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав в случае, предусмотренном пунктом 3.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, а также получение указанного счета-фактуры налогоплательщиком.

28

Составление счета-фактуры на основании двух и более счетов-фактур при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав, в случае, предусмотренном пунктом 3.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, а также получение указанного счета-фактуры налогоплательщиком.

29

Корректировка реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, предприятия в целом как имущественного комплекса на основании пункта 6 статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации

30

Отгрузка товаров, в отношении которых при таможенном декларировании был исчислен НДС в соответствии с абз.1 пп. 1.1 п. 1 ст. 151 Налогового кодекса РФ

31

Отгрузка товаров, в отношении которых при таможенном декларировании был исчислен НДС в соответствии с абз. 2 пп. 1.1 п. 1 ст. 151 Налогового кодекса РФ

32

Принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных или подлежащих уплате в случаях, предусмотренных пунктом 14 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации

Список документов, которые запрещается требовать при проверках фирм

Также с 1 июля 2016 года вступило в силу Распоряжение Правительства РФ от 19.04.16 № 724-р. Данный документ утверждает перечень документов, которые должны запрашиваться и получаться госорганами самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия при организации и проведении проверок компаний, в распоряжении которых находятся эти документы и информация.

Читайте также: Изменения КБК на 2017 год/article/742-qqq-16-m7-29-07-2016-izmeneniya-kbk-na-2017-god

Другими словами, начиная уже с июля 2016 года, в нашей стране начинает действовать четкий перечень документов, которые представители надзорных органов больше не имеют права требовать у компаний при проведении выездных проверок. Теперь все 153 документа, перечисленные в перечне, представители госорагнов при проверках должны будут запрашивать и получать сами в рамках межведомственного государственного взаимодействия.

К примеру, требовать у руководителей фирм такие документы, как выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРП, справки отсутствии задолженности по страховым взносам, кадастровые паспорта объектов недвижимости и многие другие документы, налоговики больше не в праве.

С полным перечнем документов, которые не в праве требовать налоговики при проверках организаций можно ознакомиться на официальном сайте правительства Российской Федерации.

Получение электронных писем от ФНС по новым правилам

Еще один Федеральный закон, который внес с 1 июля 2016 года изменения в Налоговый кодекс страны – это Федеральный закон №130-ФЗ от 1 мая 2016 года. Согласно закону, налогоплательщики, которые обязаны представлять отчетность в Федеральную налоговую службу в электронном виде через оператора электронного документооборота, теперь должны обеспечить не только отправку документов в ФНС, но и прием документов от ФНС в электронном виде.

Компания должна обеспечить прием электронных сообщений от налоговиков, касающихся представления документации в ФНС, пояснений, уведомлений о вызове в инспекцию и т.д. в десятидневный срок с того момента, как у фирмы возникла обязанность отчитываться по каналам телекоммуникационной связи (то есть, в интернете).

Читайте также: Проверки бизнеса в 2016 году: вступили в силу изменения в 294-ФЗ

Напомним, что представлять в ФНС отчетность в электронном виде обязаны все организации-плательщики налога на добавленную стоимость и фирмы, численность сотрудников в которых составляет более ста человек. В том же случае, если компания уклоняется от приема документов, требований и других электронных сообщений от ФНС, то налоговики имеют право попросту заблокировать счет компании в банке и заблокировать перевод ее денежных средств–такое требование теперь закреплено в пункте 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ. Заблокирован счет компании будет до того момента, пока фирма не обеспечит прием документов от ФНС через оператора электронного документооборота. Согласно пункту 5.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, после приема документов от ФНС в электронном виде, уполномоченное лицо компании должно также передать налоговому органу квитанцию о приеме документов в течении шести дней со дня их отправки ФНС.

Существует полный перечень документов, которые налоговики имеют право направлять налогоплательщикам в электронном виде. Два списка документов представлены в приказе Министерства финансов РФ от 15 апреля 2015 года №ММВ-7-2/149@ и в Приказе Федеральной налоговой службы от 17 февраля 2011 года №ММВ-7-2/168@.

Увеличен минимальный размер оплаты труда

Еще одно важное изменение в законодательстве, которое затронуло каждого предпринимателя и работника в нашей стране – это увеличение минимального размера оплаты труда на 21%. И если на начало года МРОТ был равен 6204 рублям, то с 1 июля 2016 года он равен 7500 рублям. Такое «несвойственное» повышение МРОТ в середине года (обычно он увеличивается в начале календарного года) связан с необходимостью поэтапного доведения МРОТ в Россиидо величины прожиточного минимума населения.

Как известно, увеличение МРОТ влияет на доходы работников бюджетной сферы, на доходы лиц, получающих от государства пособия, дотации, МРОТ используется при расчетах пособий по безработице, беременности, временной нетрудоспособности (больничных) и т.д.

Читайте также: Штрафы за задержку и невыплату зарплат в 2016 году

Работодатели нашей страны уже начали рассчитывать заработную плату своим работникам, исходя из увеличенного размера МРОТ. Другими словами, сотрудник компании уже не может получать менее 7500 рублей (включая премии и надбавки) за полностью отработанный месяц. Данное правило обязаны соблюдать все организации нашей страны, а за нарушение, то есть, выплаты работникамзаработной платы менее МРОТ, работодателя может оштрафовать инспекция труда на сумму 50 тысяч рублей – такое требование закреплено в статье 5.27 Кодекса об Административных правонарушениях РФ.



Живое общение с редакцией



Рассылка

© 2016 Business.ru – интернет-издание об эффективности вашего бизнеса

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Business.ru. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность по законодательству РФ.