Торговля и Склад онлайн
Попробовать бесплатно

Учет результатов инвентаризации: пошаговая инструкция

2117
Учет результатов инвентаризации: пошаговая инструкция
Важным этапом проведения инвентаризации в фирме является подведение ее итогов, составление заключительного акта, а затем отражение результатов данной процедуры в документах бухгалтерского учета. Поговорим об этом подробнее.

Содержание:

1. Заседание инвентаризационной комиссии
2. Акт о результатах инвентаризации

3. Учет результатов инвентаризации
4. Пересортица товаров и порядок ее отражения в бухучете

 

Заседание инвентаризационной комиссии

Напомним, обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством нашей страны, в частности статьями Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России №34н, а порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определены в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России №49. Унифицированные формы документов для оформления итогов инвентаризации утверждены постановлениями Госкомстата России №88 и №26. Используя все эти документы, налогоплательщик, а также бухгалтер предприятия сможет оформить всю необходимую в рамках проведения инвентаризациидокументацию правильно и в рамках действующего законодательства.

Читайте также: Подготовка к инвентаризации и опись имущества

Вам будет интересно!     Как грамотно организовать работу склада

  • Эффективное размещение товаров
  • Перемещение товаров на складе
  • Правильное хранение товаров
  • Управление товарными запасами
  • Порядок проведения инвентаризации
  • Автоматизация учета на складе
  • Оборачиваемость товаров на складе
  • Контроль остатков товара
  • Ведение складского документооборота
  • Бланки и формы документов

Подробнее>>

Важный этап инвентаризации – это, безусловно, подведение ее итогов. При отсутствии возможностей использования электронных программ для подведения учетов инвентаризации, анализируют ее результаты бухгалтер или руководство предприятия путем заполнения первичных учетных документов. К ним относится «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей» по форме ИНВ-19. Данный документ используют бухгалтеры для отражения результатов инвентаризации, по которым выявлены отклонения от данных бухгалтерского учета. Заполняется форма ИНВ-19 на основе описи фактического наличия ценностей по форме ИНВ-3, которую заполняли члены инвентаризационной комиссии в ходе учетной процедуры. Одна из копий данной заполненной формы ИНВ-3 передается в бухгалтерию.

Итоговые данные инвентаризации в отчетном периоде после их сверки с учётными бухгалтерскими данными обобщаются в ведомости по форме ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией». Составляется данная ведомость в двух экземплярах – один передается руководителю фирмы для ознакомления, а второй остается в бухгалтерии. В каждый из десяти граф таблицы данной ведомости заносятся данные, на каждом листе ведомости должны быть проставлены печати и подписи бухгалтера.

После того, как все документы по форме ИНВ-19 и ИНВ-26 будут заполнены работниками бухгалтерии, а произойти это должно не позднее двух дней после инвентаризации, необходимо проведение заседания по итогам процедуры. В нем участвуют материально ответственные лица, члены и председатель инвентаризационной комиссии. На заседании все расхождения, выявленные в результате сравнения фактического наличия ТМЦ и учетных документов, должны быть проанализированы. Участники заседания должны предложить способы устранения расхождений, если таковые допустимы. Также в ходе заседания могут приниматься решения по улучшению качества работы складов и сохранности ТМЦ.

Читайте также: Правила инвентаризации склада

По словам специалистов, лучше всего оформить итоги заседания протоколом – в нем необходимо зафиксировать все итоги, выводы, предложения и решения инвентаризационной комиссии. Вносятся в протокол и сведения об уцененных товарах, испорченном имуществе, пересортице и причины порчи, а также список лиц к этому причастных. На заседании принимается решение о размере ответственности материально ответственных лиц, если в процессе инвентаризации были выявлены недостачи, то должны быть предложены варианты отражения их в бухгалтерском учете фирмы. Другими словами, протокол заседания инвентаризационных комиссий – это некий сводный документ, подтверждающий и обобщающий итоги работы комиссии, фиксирующий выводы и решения, и составлять данный документ стоит не только в случае расхождений между данными бухгалтерских документов и фактическими данными наличия ТМЦ. Также на заседании должен быть утвержден акт о результатах инвентаризации.

Акт о результатах инвентаризации

Унифицированная форма Акта о результатах инвентаризации утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации №173-н. Данный документ по организации утверждает руководитель. В отдельных графах акта проставляется название предприятия, должность и имя материально ответственного лица фирмы, а также данные о составе инвентаризационной комиссии, которая была назначена приказом. В акте присутствует следующая формулировка: «Комиссия в составе (должность, фамилия, инициалы),назначенная приказом от (дата, номер приказа), составила настоящий акт в том, что за период (даты проведения проверки) была проведена инвентаризация (что именно проверялось: нефинансовые активы, расчеты, ТМЦ), находящихся на ответственном хранении у (должность, ФИО, материально ответственного лица). На основании инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) № (номера документов, даты их составления) была составлена Ведомость расхождений и установлено следующее (далее идут итоги заседания инвентаризационной комиссии). Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (номер, дата, количество листов) прилагается». Далее свои подписи на документе проставляют все члены и председатель инвентаризационной комиссии.

Читайте также: Адресное хранение товаров

Но, по словам специалистов, сегодня составление данного акта о результатах инвентаризации не является обязательным – решение о необходимости его создания принимает руководитель организации.

Учет результатов инвентаризации

Все излишки товаров, недостачи, а также другие расхождения между наличием имущества по факту и данными бухучета, вываленные в ходе инвентаризации, должны в обязательном порядке отражаться в счетах бухгалтерского учета – порядок их отражения регулируется специальными нормативными документами.

Так, согласно, Приказу Минфина РФ N34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»,  излишки имущества, выявленные в ходе инвентаризации, приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты компании или на увеличение доходов, если организация некоммерческая.

Читайте также: Как правильно провести инвентаризацию расчетов с контрагентами

Если же будет доказано, что недостача имущества и его порча появилась в пределах норм естественной убыли, то в бухгалтерском учете недостача относится на издержки производства или обращения – то есть расходы организации. В случае же если будет доказано, что недостача или порча имущества появилась сверх норм естественной убыли, то возмещение сумм должно идти за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты предприятия или увеличение расходов для некоммерческой организации.

Необходимо отметить, что излишки имущества также будут в последствие налогооблагаемыми доходами организации, а, следовательно, за них нужно будет заплатить налог на прибыль.

Читайте также: Излишки и недостачи при инвентаризации

Излишки, которые были выявлены в процессе инвентаризации, должны быть отражены в бухгалтерском учете по счету «Прочие доходы». По дебету соответствующего счета учета ТМЦ они будут учтены как 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «товары», 43 «Готовая продукция», 50 «Касса» и по кредиту счета 91-1 «Прочие доходы».

Недостачи материальных ценностей списываются на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по фактической себестоимости, а по частично испорченным материалам – в сумме определившихся потерь. На сумму недостач и порчи ценностей составляется бухгалтерская проводка:дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» кредит 10 «Материалы». Списание недостач в пределах норм естественной отражается записями:дебет 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы. Подробнее о программе >>

В целом же, инвентаризация помогает проверить правильность ведения бухгалтерского учета в фирме, его полноту и достоверность. Другими словами, инвентаризация – это некий «индикатор» качества работы всех отделов организации и отдельных ее сотрудников – бухгалтеров, материально ответственных лиц, охранников, кассиров и т.д.

Читайте также: Проводим инвентаризацию магазина и склада

Пересортица товаров и порядок ее отражения в бухучете

Пересортица товаров – нередкий случай, встречающийся в деятельности торговых предприятий, когда возникает недостача определенного наименования товаров конкретного вида, а другого наименования товара данного вида появляются излишки. В процессе инвентаризации данные расхождения фактического наличия товара с данными бухучета всегда выявляются, но важно правильно отразить их в документах бухгалтерского учета.

В ситуации есливыявлена пересортица товаров в равных количествах и по идентичной цене (например, когда не хватает десяти блокнотов синего цвета по цене 40 рублей, но есть излишка таких же десяти блокнотов по 40 рублей только красного цвета), то корректировать в бухучете нужно данные по счету 41-1 «Товары на складах» (он отражает движение и наличие ТМЦ, запасов на базах, складах, в кладовых). В этом случае операция в бух учете будет проведена как «Отражен взаимный зачет недостачи излишками» (10 шт.  х 40 руб.) дебет 41-1 («Товары на складах» для блокнотов синего цвета), кредит 41-1 («Товары на складах» для блокнотов красного цвета), сумма в рублях составит 400 рублей.

Читайте также: Расчет лимита остатка кассы

В ситуации если выявлена пересортица товаров в равных количествах, но по разной цене (к примеру, излишки белой краски по цене 8 тысяч рублей в количестве пяти штук, и недостача синей краски по цене 6 тысяч рублей в количестве пяти штук), то возникает так называемый «внереализационный доход», который необходимо учитывать при налогообложении прибыли.

Внереализованные доходы и расходы учетного периода отражаются на счете 92 «Внереализационные доходы и расходы», и в данной ситуации бухгалтер должен в бухучете организации отразить две операции. Первая проводка – «Отражен взаимный зачет недостачи излишками» (5 шт. х 8 тыс.руб.) дебет 41-1 («Товары на складах» для белой краски) кредит 41-1 («Товары на складах» для синей краски), где сумма в рублях составит 40 тысяч рублей. Вторая проводка – «Отражена инвентаризационная разница по пересортице» (5 шт. х 8 тыс.руб. – 5 шт. х 6 тыс.руб.) дебет 41-1 («Товары на складах» для синей краски), кредит 92-1 («Внереализационные доходы», субсчет «Учитываемые при налогообложении») на сумму 10 тыс.руб.

Читайте также: Как провести инвентаризацию в магазине

В ситуации если выявлена пересортица товаров в равных количествах, но по разной цене, а стоимость недостачи выше стоимости излишек, то пересортицу необходимо отнести на виновных лиц. Если выявить таковых не удается, то данную недостачу рассматривают как недостачу сверх норм естественной убыли, а в протоколах инвентаризационной комиссии в обязательном порядке необходимо указать причины, согласно которым, разница не покрыта за счет виновных лиц. Все суммы по недостачам и потерям необходимо отражать на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».  По дебету данного счета отражается фактическая себестоимость недостающих ТМЦ. Списание сумм недостач при отсутствии виновников осуществляется при помощи проводок дебет 92 – кредит 94.

Другие материалы по теме:

Унифицированные печатные формы и бланки документов (более 200 бланков)
Материально ответственное лицо при инвентаризации: права и обязанности
Инвентаризация в магазине в 2016 году: сроки, требования, порядок проведения
Излишки и недостачи при инвентаризации

Программа для розничных магазинов, оптовой торговли, интернет-магазинов и сферы услуг

  • Торговый и складской учет
  • Интеграция с фискальными регистраторами
  • CRM, заказы и сделки
  • Печать первичных документов
  • Банк и касса, взаиморасчеты
  • Интеграция с интернет-магазинами
  • Интеграция со службами доставки
  • Интеграция с IP-телефонией
  • Email и SMS рассылка
  • КУДиР, налоговая декларация (УСН)



Ваша персональная подборка

    Живое общение с редакцией



    Рассылка

    © 2016 Business.ru – интернет-издание об эффективности вашего бизнеса

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Business.ru. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность по законодательству РФ.

    

    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!
    Это бесплатно и займет всего минуту/

    Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль