Торговля и Склад онлайн
Попробовать бесплатно

Будут ли ИП освобождены от ведения трудовых книжек и локальных актов?

7286
Будут ли ИП освобождены от ведения трудовых книжек и локальных актов?
Отменят ли трудовые книжки – сегодня это уже не вопрос: да, их отменят. Вопрос – когда отменят трудовые книжки и отменят ли уже в 2016 году? Пока дискуссии на эту тему продолжаются.

Содержание:

1. Трудовая книжка – основной документ работника
2. Трудовые книжки и их отмена в 2017 году – государственный аспект
3. Отмена трудовой книжки для ИП в 2017 году
4. Отмена трудовой книжки в 2017 году – аспект работника

Трудовая книжка – основной документ работника

По закону (66-я статья Трудового кодекса), трудовая книжка до сих пор является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. ИП, должен завести трудовую книжку или записать в уже имеющийся у работника документ информацию о том, что он работает на определенной должности во всех случаях, когда работник пришел на работу на срок более 5 дней.

В трудовой книжке ИП записывает, дату приема работника, на какой должности он работает, все перемещения по карьерной лестнице, дату и причину увольнения. Туда же записывается информация обо всех поощрениях работника – наградах, грамотах, благодарственных письмах, и обо всех наказаниях – выговорах, строгих выговорах и т. п.

Форма трудовой книжки, порядок ее заполнения установлены Правительством России, последний раз это было в 2003 году с изменениями в 2013-м. ИП должен хранить трудовые книжки наряду с бланками строгой отчетности, также нужно вести книгу учета трудовых книжек. А за нарушение этих норм трудового законодательства предусмотрено наказание: штраф для ИП от 1 до 5 тысяч рублей и для юридических лиц от 30 до 50 тысяч рубле.  

Вместе с тем, обязанность ИП в 2017 году, как и всех других работодателей, по ведению трудовых книжек работников уже не настолько актуальна, как ранее, это признают специалисты из разных областей, в том числе законодатели. Рассмотрим возможную отмену трудовых книжек с 2017 года с точек зрения государства, ИП в качестве работодателя и самого работника: что в этой отмене хорошего, какие недостатки.

Трудовые книжки и их отмена в 2017 году – государственный аспект

С точки зрения государства трудовая книжка – это документ, где фиксируется трудовой стаж человека, который в дальнейшем является одним из определяющих фактором при начислении пенсии. По крайней мере это было так раньше. Сегодня вся информация о стаже, о доходах и об отчислениях в Пенсионный фонд России передается, собирается и используется автоматически посредством так называемого персонифицированного учета.

По итогам каждого года ИП передает в Пенсионный фонд данные персонифицированного учета по каждому своему работнику. Таким образом, подтверждение трудового стажа работника происходит автоматически и, соответственно, конкретно для этих целей необходимость в трудовой книжке уже отпала.

Кроме того, отмена трудовой книжки в 2017 году снизит для работников Пенсионного фонда бумажную работу. Это также соотносится с переходом на международные стандарты, которые не предусматривают ведение трудовых книжек.

Отмена трудовой книжки для ИП в 2017 году

Для работодателя ИП отмена с 2017 года трудовых книжек имеет два важнейших положительных момента:

  • Упростится «бумажная» работа.

  • Исчезнет опасность быть оштрафованным за нарушение: штрафы для ИП от 1 до 5 тысяч рублей.   

Трудовые книжки для ИП раньше были главным доказательством стажа и опыта работы в тех областях, на которые претендует новый работник. Теперь же основным доказательством того, что работник является хорошим специалистом в том или ином деле остается его резюме. Хотя это и не должно стать проблемой –  работодатель может легко проверить указанную в резюме информацию: это дело нескольких минут, достаточно позвонить на предыдущую работу претендента на должность. Кроме того, можно попросить рекомендации, предоставить портфолио своих выполненных работ. Да и не в интересах работника, претендующего на хорошую работу, вводить в заблуждение будущего работодателя, предоставляя недостоверную информацию. У работодателя и без трудовой книжки работника достаточно средств обезопасить себя от недобросовестного сотрудника: срочный трудовой договор, установление испытательного срока.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы. Подробнее о программе >>

Раньше трудовые книжки для ИП могли служить в качестве инструмента, чтобы удержать работника, в том числе с помощью шантажа. Угрозы «испортить» трудовую книжку «плохой» статьей действовала на работника нужным образом. С возможной отменой в 2017 году трудовых книжек такой инструмент взаимодействия с работником у работодателя исчезнет. Но в реалиях сегодняшнего дня трудовая книжка для этого не нужна: сегодня обе стороны – работник и работодатель – заинтересованы в четком и полном исполнении своих взаимных обязательств, предусмотренных трудовым договором.

Отмена трудовой книжки в 2017 году – аспект работника

Отмена трудовых книжек с 2017 года работнику может, на первый взгляд, грозить остаться без пенсии ввиду невозможности подтвердить свой стаж. Но так как работодатель обязан по закону производить с заработной платы работника необходимые отчисления в пенсионный фонд и подтверждать его трудовой стаж посредством персонифицированного учета, то необходимость для работника иметь трудовую книжку отпадает.

Будущая его пенсия и ее размер будут уже зависеть от того, соблюдает ли его работодатель, в том числе, ИП законодательство и производит все необходимые отчисления. Либо он экономит (незаконно, естественно) на налогах в ущерб работникам. Это случается, например, когда работнику выплачивается заработная плата «в конверте». Здесь уже проблема личного выбора работника: потребовать от работодателя четкого соблюдения законов или согласиться на зарплату «в конвертах» и без отчислений в пенсионный фонд. Но и в этом случае будущей пенсии работника решается самостоятельным ее формированием – инструментов для этого множество. В любом случае это не зацикливается на наличии трудовой книжки.         

Еще один плюс для работника при выходе на пенсию в случае отмены трудовых книжек – отсутствие бумажной волокиты: достаточно будет только написать заявление в пенсионный фонд.

В настоящее время рассматривается вопрос постепенной отмены трудовых книжек, которая начнется с 2016 или с 2017 года. В течение нескольких лет будет переходный период, когда записи в трудовых книжках будут делаться по желанию работников, то есть, ведение книжек будет необязательным их отсутствие не будет нарушением закона и не будет, соответственно, наказываться. Специалисты считают, что окончательно трудовые книжки канут в лету к 2024-2025 году.

Смотрите также:

Как правильно составить приказ о дисциплинарном взыскании работника
Как оформить ДМС для сотрудников. Что дает добровольное медицинское страхование
Порядок проведения медицинского осмотра работников магазина
Расчет НДФЛ с зарплаты работников в 2015-2016 году

Программа для розничных магазинов, оптовой торговли, интернет-магазинов и сферы услуг

  • Торговый и складской учет
  • Интеграция с фискальными регистраторами
  • CRM, заказы и сделки
  • Печать первичных документов
  • Банк и касса, взаиморасчеты
  • Интеграция с интернет-магазинами
  • Интеграция со службами доставки
  • Интеграция с IP-телефонией
  • Email и SMS рассылка
  • КУДиР, налоговая декларация (УСН)



Живое общение с редакцией



Рассылка

© 2016 Business.ru – интернет-издание об эффективности вашего бизнеса

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Business.ru. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность по законодательству РФ.