Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок       Бесплатная регистрация ООО   |   ИП       4 способа сэкономить на налогах       CRM, Склад, Торговля, Аналитика в одном месте       Программа для учета в магазинах (54-ФЗ)
Новый Бизнес.Ру

Как и зачем проводить факторный анализ прибыли

3 декабря 2019
62
Средний балл: 0 из 5
Как и зачем проводить факторный анализ прибыли

Прибыль предприятия зависит от многих факторов. Факторный анализ прибыли поможет подсчитать уровень влияния каждого и сделать правильные выводы для роста.

Факторный анализ прибыли - это исследование, которое помогает определить, от чего зависит выручка компании. Факторный анализ необходим для того, чтобы разобраться, какие показатели (факторы) влияют на прибыльность предприятия, и сделать выводы, как их улучшать.

В зависимости от количества факторов бывает двухфакторная, трехфакторная, четырехфакторная модели анализа прибыли. Основой для анализа служат сведения из бухгалтерской отчетности.

Читайте также: Как рассчитать прибыль от продаж

Факторный анализ прибыли в определенной степени субъективен, так как посчитать в цифрах некоторые показатели, влияющие на продажи, сложно. Например, если вы оцениваете уровень сервиса. Также сложно и отделИть один фактор от другого для оценки, потому что они оказывают влияние друг на друга.

Но, несмотря на эти особенности, факторный анализ - эффективный инструмент для повышения уровня продаж, который не стоит игнорировать. Если самостоятельно разбираться с формулами и принципами у вас нет времени, поручите задачи по аналитике специалистам на аутсорсинге. Аутсорсинг - удобный и экономичный инструмент ведения бизнеса, он помогает решать насущные вопросы, не раздувая штат компании. Подробнее о том, как работает аутсорсинг, мы рассказываем здесь.

Какие показатели выбрать для факторного анализа прибыли

Анализируются в первую очередь объем продаж, себестоимость, цены и ассортимент.

Кроме того, на прибыль влияют: курс валюты, наценка и затраты, налоги, проценты за кредит. Анализируется также среднее количество на единицу номенклатуры и общее количество номенклатурных позиций.

Проведя факторный анализ выручки от продаж, можно назначить ту цену и тот объем продаж, которые помогут расти прибыли. Можно повлиять на себестоимость. Факторный анализ ассортимента поможет определить, какой товар каким спросом пользуется, и подтянуть нужные позиции.

Читайте также: Налог на прибыль в 2019 году: как его вычислить и уменьшить

Формула расчета

Самая общая формула расчета прибыли проста и учитывает основные показатели:

ПР = Vпрод × (Ц – Sед) или ПР = Vпрод × Нац, где

  • ПР - прибыль;
  • Vпрод - объем продаж;
  • Ц - цена единицы товара;
  • Sед - себестоимость единицы товара,
  • Нац - наценка.

Чтобы считать отдельные показатели, нужны дополнительные формулы.

Vпрод = Kол ср × Ном

Затр = Vпрод × Себ, где

  • Kол ср – среднее количество на единицу номенклатуры;
  • Ном – количество номенклатурных позиций;
  • Затр - затраты.

Обычно для факторного анализа проводят сравнение прибыли в нынешний и предшествующий периоды, либо сравнивают цифры с планом. То же делается и по каждому фактору.

Чаще всего используют метод цепных подстановок - это когда последовательно анализируется влияние сперва одного фактора (а остальные неизменны), затем второго, третьего и так далее.

Пример факторного анализа прибыли в Exсel

Итак, на продажи влияет множество показателей (факторов) и работают с ними уже целые программы.

Посмотрим, как менялась прибыль в зависимости от разных факторов. Используем для этого модель в Exсel.

Сравниваем показатели выручки с прошлым периодом.

Для этого вводим исходные данные - объем продаж и прибыль за каждый месяц (Рис.1). Для анализа прибыли в январе учитываем данные за декабрь и т.д.

Как и зачем проводить факторный анализ прибыли

Рис 1.

Если же необходимо анализировать информацию за кварталы или годы, нужно изменить в таблице детализацию данных, указать новые периоды и новые исходные данные.

Модель в Exсel высчитывает изменения прибыли автоматически. При этом берутся во внимание объем продаж и цены (Рис.2):

Как и зачем проводить факторный анализ прибыли

Рис.2

Дополнительно модель считает, как меняются цены и объем относительно предыдущих периодов (столбцы G и H).

К примеру, размер прибыли в январе на 14 300 рублей меньше, чем в декабре. Это получилось из-за влияния показателей цен и объемов продаж. Цена поднялась на 1%, что подняло прибыль на 3408 рублей, а вот объем продаж уменьшился на 7%, что уменьшило прибыль на 17 708 рублей.

Теперь посмотрим, как сравнить прибыль и факторы, на нее влияющие, относительно плановых цифр. Оцениваются показатели объема продаж, цены и структуры продаж (соотношения количества разных товаров, в процентах).

Вводим данные: перечисляем номенклатурные единицы, указываем по каждому продукту объем продаж и прибыль, указываем плановые цифры (Рис.3). Они берутся из плана продаж.

Как и зачем проводить факторный анализ прибыли

Рис.3

Модель самостоятельно считает данные по структуре продаж (Рис.4, столбцы С и F), определяет изменение размера прибыли (столбец H) и влияние факторов.

Как и зачем проводить факторный анализ прибыли

Рис.4

Приведем пример: прибыль от реализации товара А оказалась на 1741 рубль выше плана. Одновременно известно, что изменение структуры продаж снизило прибыль на 542 рубля, а рост цен и объема продаж способствовали повышению прибыли на 1013 и 1270 рублей.

Прибыль от продажи всех товаров выше планируемой на 5568 рублей, что получилось из-за роста объема продаж. Повышение цен также помогли росту прибыли, а изменение структуры продаж - наоборот, немного ее снизило.

Как оценивать результат

Какие выводы можно делать из данных анализа?

Факторный анализ дает информацию, как планировать бизнес, на какие показатели обращать внимание, как работать с ассортиментом, ценами и объемом продаж.

После того, как сделан анализ и он показал значительное влияние объемов продаж и цен, можно обратить внимание на рынок и делать вывод о востребованности товара и наличии или отсутствии конкурентов.

Все зависит от целей компании. Анализ можно проводить для сравнения с показателями за предыдущий период, с планами, с конкурентами. При этом не всегда правильно делать положительные выводы, если прибыль значительно выросла. Что, если конкуренты в это время переоборудовали свои цеха?


Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.



logo
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
×
Регистрация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Продолжить
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.