Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок       Бесплатная регистрация ООО   |   ИП       4 способа сэкономить на налогах       CRM, Склад, Торговля, Аналитика в одном месте       Программа для учета в магазинах (54-ФЗ)
Новый Бизнес.Ру

Трудовой спор и порядок его разрешения

11 октября 2019
23
Средний балл: 0 из 5
Трудовой спор и порядок его разрешения

Разногласия, которые возникают между работодателем и трудящимся, не всегда можно разрешить мирным путем. В этом случае механизмы решения спорной ситуации переходят в правовое поле. Что такое индивидуальные трудовые споры, из-за чего они возникают и как необходимо их решать – далее в нашей статье.

Индивидуальные трудовые споры: предмет спора и причины возникновения

В качестве предмета трудового спора могут выступать:

  • безосновательное расторжение договора, незаконное сокращение;
  • начисление заработной платы, выплаты за работу сверхурочно, за вынужденный прогул или простой;
  • нормирование рабочего времени;
  • нарушение организации труда в компании целом или в отдельном ее подразделении;
  • нарушение норм охраны труда, несоблюдение техники безопасности;
  • применение дисциплинарных взысканий;
  • несоблюдение норм, прописанных в трудовом договоре, невыполнение служебных обязанностей.

Конфликтные ситуации между руководителем организации и его подчиненным возникают в результате столкновения интересов: этому служат как объективные, так и субъективные причины. В первом случае речь идет о нарушении конкретных законодательных норм – несвоевременная выплата зарплаты, отказ в предоставлении отпуска, отправка в командировку беременных женщин и т. д. Субъективные же факторы сложно оценить с правовой точки зрения – например, недобросовестное отношение к своим обязанностям.

В числе распространенных причин конфликта интересов:

  • Недостаточное знание законодательных норм и правил – со стороны как работодателя, так и трудящегося, неверная их трактовка.
  • Намеренное несоблюдение условий трудового договора.
  • Нарушения, вызванные недобросовестным отношением к выполнению своих обязанностей.
  • Влияние форс-мажорных обстоятельств.
Индивидуальные трудовые споры

Наталья Козина, юрист частной практики

Причинами возникновения трудовых споров часто служат проблемы с коммуникацией между руководителем и подчиненными, отсутствие мотивации и неоцененность работника, по его собственному мнению. Некоторые компании занимают вполне оправданную позицию, что трудовой конфликт легче предотвратить, чем позволить ему разрастить, и нанимают в штат компании психолога, который проводит сессии с работниками, либо создают телефонную «горячую линию», по которой любой работник может позвонить и рассказать о своих проблемах. Если указанные либо иные способы не помогают уладить трудовой конфликт, то работник вправе обратиться либо в комиссию по трудовым спорам (если она создана в компании – работодателя), либо в суд.

Индивидуальные трудовые споры: порядок разрешения

Каждой стороне конфликта – и работнику, и его руководителю – закон предоставляет право защищать свои интересы, вне зависимости от того, кто инициировал спор. В соответствии со ст. 382 ТК РФ, существует несколько вариантов разрешения конфликта.

Мировое соглашение

Этот вариант доступен и работнику, и работодателю. Урегулировать разногласия мирным путем можно при личной встрече либо направив своих представителей. Если сторонам удастся найти компромисс, все завершится на этой стадии. Если же к единому мнению прийти не получается, остается искать истину в других инстанциях.

Комиссия по трудовым спорам

Заявление о рассмотрении спора в КТС имеет право подавать только работник. Комиссия формируется на собрании трудового коллектива предприятия, состоит в равных долях из представителей руководства и трудящихся.

Основные принципы работы КТС:

  • Документ с претензиями должен быть рассмотрен в течение 10 дней.
  • При необходимости к рассмотрению проблемы привлекают специалистов, вызывают свидетелей, сотрудников организации для уточнения обстоятельств инцидента.
  • Затем назначают слушания, где должны присутствовать обе стороны или их законные представители. Если работник, инициировавший процесс, дважды не явился на заседании комиссии без уважительных причин, процедура прекращается.
  • Решение принимают путем тайного голосования, простым большинством, в соответствии со ст. 388 ТК РФ.
  • Согласно ст. 389 ТК РФ, на исполнение решения отводится 3 дня – но по истечении 10 дней, которые отводятся на возможность обжаловать это решение в судебной инстанции, если одна из сторон не согласна с результатами рассмотрения.
  • Если сроки разрешения спора КТС были нарушены либо в случае принятия вердикта при отсутствии кворума решение не подлежит исполнению. Рассмотрение дела переносится в суд.

Индивидуальные трудовые споры

Наталья Козина, юрист частной практики

Обязательного порядка обращения сначала в комиссию, а только потом в суд нет, то есть работник самостоятельно решает, какой способ защиты своих прав выбрать. Кроме того, нужно понимать, что не все трудовые споры может рассматривать комиссия по трудовым спорам. Например, за оспариванием незаконного, по мнению работника, выговора работник может обратиться в комиссию, а вот за возмещением морального вреда, причиненного работнику из-за незаконного выговора, работник должен обратиться только в суд. Хотя очевидно, что эти два требования связаны, но способ защиты будет разный.

Обращение в суд

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются в суде, если стороны не пришли к согласию в ходе рассмотрения на комиссии по трудовым спорам или если этот вопрос находится вне ее компетенции. Инициировать рассмотрение дела в судебной инстанции может и работник, и его наниматель.

Следующие индивидуальные споры могут быть рассмотрены только в суде:

  • о восстановлении на прежнем рабочем месте;
  • об отказе в приеме на работу;
  • о рассмотрении причин и даты увольнения;
  • о начислении и выплате заработной платы за время вынужденного простоя или прогула и т. п.
Индивидуальные трудовые споры

Юлия Питанова, юрист юридической службы «Единый центр защиты»

В качестве примера судебного урегулирования спора можно привести решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 19.11.2018 г. по делу № 2-1324/18. В рамках этого дела с работодателя была взыскана заработная плата в сумме 238 370 руб., которая не выплачивалась работнику на протяжении почти 8 месяцев, а также компенсация морального вреда в сумме 3 000 руб. В качестве доказательства невыплаты заработной платы в суд была представлена выписка по зарплатному счету. В свою очередь, ответчик никаких доказательств обратного не предъявил.

Работодатель может обратиться в суд с иском о возмещении сотрудником нанесенных убытков, например, в результате обнаружения факта хищения, недостачи либо в результате недобросовестного выполнения своих обязанностей.

В случае рассмотрения индивидуального трудового спора органы судебной власти часто становятся на сторону работника, особенно если со стороны работодателя были выявлены какие-либо нарушения.

Пример:

Индивидуальный предприниматель К. обратился в суд с иском о возмещении нанесенного ущерба в связи с выявленной в ходе ревизии недостачей к продавцам Р. и Е., трудившимся в его магазине. В ходе рассмотрения дела было установлено, что учет товаров при передаче смены не велся, правила коллективной материальной ответственности работодателем не соблюдались, ревизия проводилась с нарушениями. Несмотря на то, что кроме этих продавцов, товар по накладным никто не получал, суд не удовлетворил требование истца из-за отсутствия возможности доказать связь между действиями продавцов и выявленной недостачей и четко определить степень виновности каждого работника. (Решение Абаканского городского суда по делу N 2-1989/2012).

Индивидуальный трудовой спор: сроки давности

В соответствии со ст. 392 ТК РФ, для подачи заявления в суд при индивидуальном споре необходимо соблюдать следующие сроки:

  • Для исков о восстановлении на прежнем рабочем месте иди других вопросах, которые касаются разрыва трудового договора – 1 месяц с даты, когда работнику были вручены трудовая книжка с записью об увольнении и (или) приказ о расторжении договора.
  • При нарушении прав трудящегося – 3 месяца с момента, когда работник узнал или должен был узнать об этом.
  • Для подачи иска о материальном ущербе работодателем – 12 месяцев после выявления факта недостачи или причинения убытков. Более длительный срок, отведенный на подачу заявления в суд, обусловлен более сложным процессом сбора доказательств.

После того, как эти сроки истекут, заявление в суде уже не примут.

Индивидуальные трудовые споры

Дмитрий Кофанов, генеральный директор ООО «НС Консалтинг»

Первое, о чем не стоит забывать - сроки давности. Второе - это то, что разрешение спора путем переговоров почти всегда лучше судебных разбирательств. Даже если работнику удастся выиграть суд, во-первых, это большой стресс, особенно если это касается восстановления на работе, во-вторых, деньги вы если и получите, то далеко не сразу, по сравнению, например, с соглашением сторон. Да и вероятность выигрыша любого суда составляет 50% - или выиграете, или проиграете.

Автор Ирина Климакина


Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.



logo
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Присоединяйтесь к клубу предпринимателей Бизнес.Ру

— Актуально о продвижении и развитии бизнеса в вашей отрасли
— Советы от реальных участников рынка и экспертов
— Новым участникам бизнес-подарок

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Продолжить
×
Регистрация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Продолжить
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.