Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок       Бесплатная регистрация ООО   |   ИП       4 способа сэкономить на налогах       Бесплатный доступ в сервис для автоматизации бизнеса
Новый Бизнес.Ру

10 эффективных методов управления проектами: выбираем подходящий

4 октября 2019
49
Средний балл: 0 из 5
10 эффективных методов управления проектами: выбираем подходящий

Внедрить инновационные технологии, повысить конкурентоспособность, оптимизировать бизнес процессы – для решения таких задач используют методы управления проектами. Но способов очень много, у каждого свои достоинства и недостатки, и руководителю подчас сложно отобрать нужный «инструмент».

Что такое управление проектами

В бизнесе управление проектами – это подход, применяемый для решения сложной производственной задачи. Задача обычно характеризуется такими признаками:

  • разовость и ограниченность во времени;
  • нацеленность на окончательный результат;
  • «тройное ограничение» - для выполнения требуется конкретное время, средства и ресурсы;
  • сложная структура: необходимо координировать большое количество процессов.

От традиционного руководства проектный менеджмент отличается, в первую очередь, гибкостью. Например, руководитель комбината следит за стабильностью рабочего процесса и качеством изделий, то есть его работа минимально подвержена изменениям. Запуск же уникальной технологии, которая раньше не применялась, будет обязательно сопровождаться изменениями: разработали продукт – протестировали – обнаружили ошибки – доработали – протестировали и т.д.

Еще одно обязательное отличие – производится управление конкретным проектом, что означает ограниченность во времени.

Например, завод много лет производит некую продукцию. Но технологии и требования рынка меняются. И вот уже для внедрения новых стандартов потребуется подключить технологии управления проектами: выделить конкретное время на решение задачи, наладить поставки сырья, переучить персонал и т.д. В итоге, через шесть месяцев завод будет выпускать ту же продукцию, но уже соответствующую новым требованиям.

Преимущества и недостатки проектного менеджмента

В управление проектами входит множество приемов и технологий. Их основные преимущества:

  • разделение глобальной задачи на отдельные операции – позволяет точно рассчитать время для реализации, стоимость и необходимые ресурсы;
  • планирование и распределение работ по времени, возможность контролировать все фазы и оперативно исправлять недочеты;
  • на стадии планирования и разделения проекта на отдельные операции легче обнаружить риски и найти способы их предотвращения или минимизации;
  • оптимизация цепи рабочего общения – отсутствие бюрократии и оперативность принятия решений. Кстати, один из самых эффективных способов оптимизации наряду с project managment - аутсорсинг услуг. Это, пожалуй, самая актуальная тенденция в современном бизнесе. Аутсорсинг позволяет передать специализированной компании все заботы, связанные с персоналом, бухгалтерией и налоговой отчетностью, сэкономив средства на штатных сотрудниках.
  • оперативное реагирование на изменения, возможность корректировать задания;
  • разделение ответственности и использование опыта каждого члена команды.

Рroject management не лишен недостатков:

  1. Высокие требования к опыту и квалификации команды и менеджера, в том числе к личностным характеристикам – лидерские навыки, коммуникабельность.
  2. Увеличение времени на планирование и внесение изменений в документацию. Часто требуется разработать три варианта прогноза – оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. При высоком уровне неопределенности в план и последующую работу могут постоянно вноситься изменения.
  3. Требуется четкое видение конечного результата в сложных неопределенных условиях: для этого руководитель должен точно представлять конечную цель, учесть требования заказчика и заинтересованных участников (стейкхолдеров).

Методы проектного менеджмента

По определению, управление проектами – это деятельность, направленная на достижение заданной цели за ограниченное время с использованием ограниченных ресурсов. Существует много приемов, каждый из которых ведет к цели своим путем, но все они широко используются.

Глобально методы разделены на две противоположные группы:

  • последовательные (каскадные),
  • гибкие (Agile-зонтик).

Принцип подхода

Название метода

Основные технологии

Последовательный

Waterfall

Метод критического пути, СРМ, диаграммы Гетта, PERT и другие

Гибкий

Agile

___________________

Гибкий структурированный

Scrum

Планирование, ежедневные совещания, ретроспектива

Гибкий производственный

Kanban, Lean, Six Sigma и др.

Система карточек, контроль качества на всех стадиях производства

Непрерывно изменяемый

Экстремальное программирование (XP)

Тестирование, игра в планирование, программирование в паре, постоянная интеграция

Методологический

PRINCE 2, PMBOK

Сочетание многих технологий из разных подходов

Каскадный подход

Waterfall – предписывает разделить большую задачу на несколько мелких, которые будут выполняться последовательно. Порядок исполнения работ не меняется, поэтому необходимо тщательное планирование на начальном этапе.

Waterfall подходит для простых условий или таких, где невозможно начинать следующий этап без завершения предыдущего. Например, нельзя начать строить стены здания, если еще роется котлован.

Минус классического каскадного подхода – недостаточная гибкость.

Для планирования и контроля исполнения используются такие технологии:

  1. Метод критического пути

Критическим путем называется последовательность операций, которую нельзя нарушить.

Например, при строительстве дома сначала нужно вырыть котлован, затем возвести стены и только потом укладывать крышу. Окна могут устанавливаться параллельно со строительством стен, а вот проводить коммуникации нужно позже.

Сумма сроков на исполнение последовательных операций определяет длительность проекта в целом, а задержки на любом из этапов критического пути ведут к задержке выполнения всего проекта.

Достоинство метода критического пути – дает возможность построить наглядный график выполнения работ.

Недостаток – не учитывает риски, наличие или отсутствие ресурсов.

  1. Метод критической цепи

Опирается на самую длительную последовательность работ, но учитывает ограниченность ресурсов. Для контроля над готовностью заданий в срок устанавливаются жесткие временные рамки начала и окончания деятельности и так называемые «буферы проекта» - временные «подушки безопасности».

Преимущества МКЦ – временные рамки стимулируют персонал работать более интенсивно и качественно, не растягивая задачу на все выделенное для решения время. Буферы позволяют оперативно отслеживать задержки в выполнении операций.

Недостатки – сложность в применении, высокие требования к опыту и квалификации менеджера.

  1. PERT

Используется в условиях, когда рассчитать время на выполнение работ невозможно. PERT предполагает расчет сразу трех вариантов сроков: оптимистичного, реалистичного и пессимистичного. Будут учтены риски и возможные ошибки.

Плюсы - точно рассчитанное время выполнения проекта.

Минусы – основан на субъективных оценках, можно упустить связи или последовательность действий.

Гибкие техники

Управление проектами (project management) идеально подходит для неопределенных и сложных условий. А для самых изменчивых и новых ситуаций применяют пластичные техники, с возможностью вносить изменения, контролировать качество и время исполнения работ.

  1. Agile

Этот подход подразумевает разделение большой задачи на микро-проекты – итерации, каждая из которых выполняется за короткий срок в 2-3 недели. Такой подход обеспечивает высокое качество продукта и скорость разработки, а вносить изменения можно много раз.

Минусы – сложно завершить проект, есть вероятность его постоянного разрастания. От сотрудников требуется умение работать без четкого техзадания.

  1. Scrum

Структурированная вариация Agile. Также позволяет разбивать большую задачу на множество мелких фаз-спринтов, по окончании каждого из которых получается готовый результат или продукт - бэклог.

Scrum предполагает интенсивные нагрузки и высокую степень командной сплоченности. Поэтому в этом случае отвлеченные процессы, (например, ведение бухгалтерского учета) рационально будет отдать на аутсорс.

Scrum обладает теми же достоинствами, что и Agile.

Недостатки – оптимален при разработке ПО или дизайнерского решения, но не поможет в строительстве завода.

  1. Kanban

Разработка корпорации «Тойота», пластичная система организации производства. Позволяет производить нужное количество продукции заданного качества, повышать производительность труда. Систему производства организуют и регулируют с помощью карточек, которые символизируют производственные операции. Бумажные или электронные карточки перемещаются по этапам от начала до конца, благодаря чему в любой момент можно увидеть прогресс в выполнении задания или на какой стадии возникли проблемы.

Плюсы – подходит для производства, прост в применении, оптимизирует рабочий процесс.

Минусы – не подойдет для долгосрочной разработки.

  1. Lean

Ориентация на «бережливое производство» - снижение затрат, оптимизация трудового процесса, минимизация запасов.

Преимущества – экономия ресурсов и времени, повышение качества производимого продукта.

Недостатки – высокая стоимость внедрения, зависимость от поставщиков – так как не предполагается хранение запасов.

  1. Шесть сигм

Идея метода «Шесть сигм» заключается в достижении максимального качества продукции и оптимизации затрат и процессов. Подход опирается на систему из пяти шагов DMAIC.

  • Define – определение запроса запросов внутренних и внешних потребителей и установка цели;
  • Measure – точные измерения,
  • Analyze или Explore – анализ или исследования,
  • Improve – совершенствование,
  • Control – контроль.
  1. Экстремальное программирование

Гибкий подход к разработке ПО включает необычные приемы – парное написание кода, частую обратную связь с клиентом, постоянную интеграцию написанных частей кода в общее ПО.

Плюсы – те же что у Agile-подхода

Минусы – требует специальных навыков исполнителей при работе с клиентом.

  1. PRINCE 2

Британский вариант производственного менеджмента и управления проектами. Описывает структуру команды, процесс руководства и стандарты, на которые следует ориентироваться.

PRINCE 2 может использоваться предприятиями любой отрасли и масштаба, от малого бизнеса до госкорпораций.

Плюсы – обеспечивает высокое качество продукта и оптимизацию производства

Минусы – методология не предлагает конкретных инструментов.

Заключение

Итак, когда вы знаете, что это такое - управление проектом и сколько применяется методик и инструментов, возникает вопрос – какой же выбрать?

Опирайтесь на размер и специфику бизнеса. Предприятию, работающему с госконтрактами, подойдут линейные методы. Стартапу – один из гибких способов. Комбинируйте две-три техники: на производстве внедрите карточки Kanban или используйте PERT для разработки нового продукта.

Для ленты новостей мы запустили специальный канал в Telegram и группу в Фейсбуке. Присоединяйтесь!


logo
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.