Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок       Бесплатная регистрация ООО   |   ИП       4 способа сэкономить на налогах       Бесплатный доступ в сервис для автоматизации бизнеса
Новый Бизнес.Ру

Кто такой бизнес-партнер и как его найти

26 сентября 2019
128
Средний балл: 0 из 5
Бизнес-партнеры, бизнес

Бизнес-партнерство — дело деликатное. При возникновении конфликта, могут перерасти в затяжные судебные разбирательства. В статье расскажем, где искать партнера и как выбрать надежного соратника по бизнесу.

В начале 80-х годов молодая и малоизвестная компания Microsoft заключила партнерское соглашение с крупнейшим производителем железа и программного обеспечения компанией IBM. Согласно подписанной договоренности, все компьютеры IBM снабжались операционной системой DOS от Microsoft. Теперь компания получала определенный процент за каждый проданный компьютер. Это существенно сказалось на ее продажах и репутации. Уже через два года выручка Microsoft составила 55 млн. долларов и компания стала лидером среди разработчиков ПО.

Компания Microsoft не единственная, кто использовал бизнес-партнерство. Одними из первых партнерство взяли на вооружение авиакомпании: они стали заключать договоры с туристическими фирмами, отелями, грузоперевозчиками. У всех компаньонов обороты существенно выросли. 

Что такое бизнес-партнерство

Два или несколько партнеров объединяются для развития компании и повышения уровня доходов. Партнеры дополняют друг друга, привнося в общее дело недостающие элементы: деньги, знания, навыки, связи, лицензии и прочее. Прибегают к партнерству как крупные компании, так и новички-предприниматели. Так, в июле 2019 года Сбербанк объединился с Mail.ru Group для создания совместного предприятия, а в далеком 1987 году предприимчивый изобретатель Стив Джобс со своим другом - инженером Стивом Возняком создали легендарную корпорацию Apple.

Преимущества и риски бизнес-партнерства

Выгодное партнерство может значительно ускорить развитие бизнеса. Однако порой люди относятся к партнерству легкомысленно, не до конца понимая степень ответственности и риска, которые ложатся на их плечи. 

Преимущества 

Риски

  • Быстрый старт и масштабируемость. Работая в команде и объединяя ресурсы,  всегда можно сделать в два раза больше и достичь больших результатов.
  • Новые перспективы. Партнерство дает возможность заняться тем, на что в одиночку бы не решились.
  • Разные навыки и умения приводят к тому, что каждый развивает свои сильные стороны. Кто-то любит продавать, а кто-то  — составлять отчетность и «играть» с цифрами. Можно найти партнера, который с удовольствием выполнит работу, которая другому неинтересна.
  • Больше свободного времени. Часто владельцы бизнеса годами не ходят в отпуск, боясь оставить бизнес. С партнером можно подменять друг друга, договариваться об удобном режиме работы, не теряя управления бизнесом.
  • Повышается доверие инвесторов и банков. Кредитные и инвестиционные компании охотнее вкладываются в компании, основанные на бизнес-партнерстве.
  • Стратегическое развитие. При грамотном составлении партнерских соглашений, собственник может полностью выйти из операционного управления бизнеса.


  • Разные взгляды на развитие бизнеса, что приводит к частым ссорам и конфликтам. Каждый из партнеров гнет свою линию, вместо принятия общего решения;
  • Часто партнеры тратят время и силы на разбирательства, а не на развитие бизнеса.
  • Полная зависимость от партнера, который может продать свою долю постороннему человеку.
  • Невозможность единолично принимать решения. Нужно все согласовывать с партнером;
  • Обязательства за действия партнера — если он нарушит закон или в чем-то ошибется, ответственность ложится на другого партнера.
  • Общая репутация. Некомпетентность, халатность, безответственность партнера отражается на репутации общей компании.
  • Распределение прибыли. Если один из партнеров считает, что другой недостаточно вкладывается в общее дело, то он незаслуженно получает вознаграждение.
  • Неравноценное разделение обязанностей. Порой выполненную работу трудно оценить по достоинству, что приводит к недомолвкам и конфликтам.
  • Неверно выбранный партнер утащит компанию на дно.
Бизнес-партнеры, бизнес

Анна Галкина, предприниматель, партнер seamarmelad.ru,  амбассадор nanoaseptica.ru

Мой предыдущий опыт работы с партнерами часто заканчивался плачевно. Два первых партнера ушли через три месяца — один не выдержал нагрузки, другого не устраивали доходы. Партнера, с которым я сейчас работаю, нашла в группе на Фейсбук. Дала объявление и откликнулось так много желающих, что пришлось устраивать кастинг. Пришло более 50 человек. Больше всего меня заинтересовала девушка с уникальным продуктом — мармелад из морской капусты. Работаем вместе больше месяца и обоих все устраивает. 

Для себя определила три контрольных точки проверки бизнес-партнера:

  • через месяц. За это время присматриваюсь, подходим ли мы друг другу как партнеры, разделяет ли он мои ценности, сможем ли мы дальше работать как одно целое. На этом этапе действуют только устные договоренности, а не официальные документы. В крайнем случае можно написать расписку, обоим расписаться, а бумагу сфотографировать.  
  • через полгода, когда уже есть продажи и сформировалась общая репутация. 6 месяцев — это срок, когда можно увидеть поведение партнера в сложной ситуации: как себя повел, как отреагировал, как «разрулил» ситуацию.  Кроме того, слежу, насколько мы дополняем слабые стороны друг друга. Например, в нашем тандеме, я продвигаю продукт, договариваюсь с клиентами, продаю, а у партнера юридическое образование, и она проверяет договора и документы.
  • когда документально оформляем доли в бизнесе и условия выхода из партнерства. В жизни все может случится: партнер устал от бизнеса, увлекся другим делом, могут возникнуть непредвиденные обстоятельства. Перед заключением договора, обговорите возможные ситуации. 

Читайте также:

Шаблон эффективного коммерческого предложения: шаблон и примеры

Составление коммерческого предложения: работающие советы

Как открыть мини-бизнес: 7 прибыльных идей

Где искать партнеров по бизнесу

Новички-бизнесмены, как правило, ищут партнеров в своем окружении. Они считают, что общие семейные ценности — прочная основа для бизнес-партнерства. Так произошло с Уильямом Проктером и Джеймсом Гэмблом. Женитьба на сестрах подтолкнула их к совместному бизнесу и созданию компании Procter and Gamble. 

Другие начинающие предприниматели искренне считает, что опасно звать близких людей в бизнес, и предпочитают иметь дело с незнакомыми людьми.

Бизнес-партнеры, бизнес

Ольга Игамратова, основатель и директор ООО Баланс Плюc — постановка управленческого учёта и подбор персонала.

Партнеров можно найти:

  • В группах соцсетей — на Фейсбуке, ВКонтакте. На тематических площадках, на сайтах специалистов. Читайте, комментируйте и если кандидат нравится, напишите ему. Это простой и быстрый способ подружиться с нужным человеком за короткое время.
  • На живых мероприятиях — мастер-классах, групповых коуч-сессиях, на конференции. Внимательно слушайте, что говорят другие люди, и ищите «родственную душу». В перерыве люди выходят в коридор и обмениваются визитками, брошюрами. Берите, читайте и ищите людей с  общими целями и ценностями.
  • Читайте авторов в онлайн-изданиях. Например, Актион МЦФЭР часто размещает в статьях комментарии экспертов. Если специалист меня заинтересовал, ищу его профиль на Фейсбуке и подаю заявку в друзья. Читаю, комментирую и предлагаю партнерство. 
  • Присмотритесь к конкурентам или клиентам, у которых одна и та же целевая аудитория. Прекрасный пример — бухгалтеры и юристы. Те и другие работают с бизнесом, но услуги оказывают разные.

Типичные ошибки бизнес-партнерства

Бизнес-партнеры, бизнес

Надежда Глейзер — юрист

Распространенная юридическая ошибка при заключении бизнес-партнёрства — отсутствие документального оформления. Нет договора, регистрации общей организации, подтверждения совместной работы. Только устные договоренности и дружеские рукопожатия.

Частые конфликты происходят из-за следующих ошибок:

  1. Оформление бизнеса на одного из партнёров или на номинального владельца. Особенно этим грешат ИП. Любые конфликты заканчиваются так: основной партнёр перестает отвечать на звонки, закрывает доступ ко всем внутренним ресурсам, и ведёт себя, как будто он всегда работал один.
  2. Тупиковая ситуация — разделение долей в компании 50/50. Пока все идёт хорошо, решения принимаются единогласно, выручка растет и бизнес процветает, про свою долю никто не вспоминает. Как только появилось недовольство, ни у кого из учредителей нет решающего голоса. У каждого равная позиция — 50/50 и от этого страдает бизнес. Самое разрушительное здесь — позиция директора. Если он лоялен к одному из участников, то у другого практически нет шансов на выигрыш. Ему больно смотреть со стороны на недобросовестные действия непорядочных партнёров.
  3. Не обсудили детали выхода из бизнеса. Это один самых важных моментов — партнёры могут надоесть друг другу, не сработаться, могут обманывать, не выполнять договоренности и прочее. Поэтому пути выхода должны обсуждаться на берегу, чем подробнее и больше вариантов, тем лучше.
  4. Наследство. Каждый из учредителей хочет передать свою долю наследникам. Однако большинство наследников вступают в конфликт со вторым партнёром, делят бизнес или открывают параллельный, уводят активы и денежные средства.
  5. Не разделили зоны ответственности — каждый тянет одеяло на себя и перекладывает на партнера пыльную и сложную работу. В итоге часть работы не делается, и страдает бизнес.
  6. Нет четкого понимания распределения прибыли: когда, в какие сроки, сколько. Один партнёр будет считать, что прибыль нужна для развития компании, а второй захочет забрать ее полностью. И, если они не договорились заранее, опять же происходит конфликт.
Самое главное — договориться о самых существенных для партнёров моментах, причем порой абсурдных и простых и зафиксировать! Тогда партнёрство будет проходить в понимании, а не постоянных спорах!

Напоследок, напоминание для настоящих и будущих бизнес-партнеров:

  • Выбирайте партнера с особой тщательностью и ищите людей, близких по ценностям. С таким партнером легко развивать любые проекты и идти нога в ногу;
  • Не ввязывайтесь в партнерство, если партнер вам не нужен и вы сами не командный игрок;
  • Если в ваших отношениях проскальзывает недосказанность или неопределенность, проясните вес как можно раньше, пока отношения не разладились;
  • Поработайте 3-4 месяца, а потом уже оформляйте договоренности. Преодолейте парочку кризисов, найдите вместе выход из стрессовой ситуации, решите текущие проблемы  — станет ясно, может ли человек стать вашим партнером.
  • Если доли будут распределены 50/50 — это обязательно приведет к конфликту. целесообразнее выбрать за кем из партнером будет последнее слово и установить 51% и 49%, решения принимать большинством голосов.
  • Перед подписанием договора обговорите все нюансы: условия выхода из бизнеса, стоимость долей каждого, если один из партнеров решит продать долю третьему лицу, когда и в каких объемах будут начисляться дивиденды и прочее. Если нет времени на юридическое оформление партнерства, делегируйте часть бумажной или рутинной работы профессионалам на аутсорсе

Список книг для изучения темы «Бизнес-партнерство»:

  1. Дэвид Гейдж. Партнерское соглашение. Как построить совместный бизнес на надежной основе.
  2. Стивен Шиффман. Управление ключевыми клиентами. Эффективное сотрудничество, стратегическое партнерство и рост продаж.
  3. Светлана Строкополис(Ковальская) Лояльный клиент. Или твой надежный партнер по бизнесу.
  4. Константин Ботанов. Ни хао! как вести дела с китайскими партнерами.
  5. Лейл Лаундес. Знакомство и связи. Как легко и непринужденно знакомиться с кем угодно и превращать незнакомых людей в партнеров.
Анна Галкина, предприниматель, партнер seamarmelad.ru,  амбассадор nanoaseptica.ru

Для ленты новостей мы запустили специальный канал в Telegram и группу в Фейсбуке. Присоединяйтесь!


logo
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Присоединяйтесь к клубу предпринимателей Бизнес.Ру

— Актуально о продвижении и развитии бизнеса в вашей отрасли
— Советы от реальных участников рынка и экспертов
— Новым участникам бизнес-подарок

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Продолжить

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.