Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок       Бесплатная регистрация ООО   |   ИП       4 способа сэкономить на налогах       Бесплатный доступ в сервис для автоматизации бизнеса
Новый Бизнес.Ру

Что такое учетная политика, особенности учета

20 августа 2019
37
Средний балл: 0 из 5
Что такое учетная политика, особенности учета

Как выбрать учетную политику организации, как она формируется и как избежать ошибок при создании? Бизнес.ру отвечает на эти и другие вопросы пользователей.

Что такое учетная политика организации

Документ, который регламентирует способы ведения бухгалтерского и налогового учета на предприятии — это и есть учетная политика (УП). В нем указаны способы наблюдения и обобщения деталей ведения хоздеятельности, стандарты учета, способы измерения стоимости и т. д.

Документ составляют в упрощенном виде (например, при УСН) или применяют полноценный подход, например, предприятия с большими оборотами и прибылью или компании с несколькими налоговыми режимами. Еще в полном объеме учетную политику формируют акционерные общества.

Первая бухгалтерская учетная политика должна быть подготовлена, утверждена и начать действовать не позднее 90 дней с момента госрегистрации предприятия, а налоговую — до конца первого налогового периода. Если политики прописывают в одном документе, лучше сделать это до того срока, который наступит раньше.

Учетная политика организации — это внутренний документ, в котором отражены нормативы предприятия. Его вместе с отчетами подают в налоговые органы. Всем компаниям необходимо иметь учетную политику, за исключением организаций, освобожденных от ведения бухгалтерского учета.

Читайте еще: Нужна ли учетная политика малому предприятию

Налоговый и бухгалтерский учет можно объединить в один документ, но иногда удобнее их разделить. Если оба компонента содержатся в одном документе, их разносят в отдельные разделы.

Налоговая учетная политика предприятия

Налоговая УП — это нормативный документ, он регламентирует системы налогообложения предприятие.

Учетную налоговую политику утверждают не позднее конца первого налогового периода и обязательно указывают ответственного. В УП по налогам отражают применяемый режим, налоги, которые подлежат уплате, нюансы по совмещению налоговых режимов. Если для расчета налоговых платежей используют программное обеспечение — его тоже нужно перечислить в УП.

Сложный вопрос — формирование налоговой УП для индивидуального предпринимателя на упрощенной системе налогообложения. С одной стороны, от налогов ИП не освобожден, с другой — Налоговый кодекс не требует от него вести УП. По сути, учетной политикой для ИП на УСН можно считать заявление на выбор системы налогообложения. Пример крайне простой УП для ИП на упрощенке можно скачать здесь.

Учитывая перспективы роста, предприниматель может создать УП. В ней он указывает формы первичной документации, назначает ответственного, прописывает правила ведения книги доходов и расходов, особенности учета налогов и страховых отчислений. Это помогает упорядочить работу и избежать проблем в дальнейшем.

Скачайте приложение с образцами учетной политики организации

Читайте еще: Как правильно составить приказ о бухгалтерском учете.

Учетная политика бухгалтерского учета

Задача этого нормативного положения — прописать особенности ведения бухгалтерского учета в конкретной организации: каким образом вести учет первичных документов, как рассчитывать амортизацию оборудования, в полном или частичном виде предоставлять данные баланса, делать ли его публичным и т. д.

Полноценный вариант УП — это документ на несколько страниц, а то и десятков, поэтому здесь приведены лишь некоторые нюансы, которые нужно указать обязательно.

  1. Кто отвечает за ведение бухучета в организации.
  2. Каким документом регламентируется бухгалтерский документооборот.
  3. Какие формы баланса и отчета о результатах финансовой деятельности используют.
  4. Какие Положения об организации бухучета и пункты этих положений используют в компании.
  5. Какие способы применяют для работы с задолженностью, и как трактуют должников.
  6. Какие счета применяют для учета выручки, результатов, затрат, задолженности и т. д.
  7. Как рассчитывают себестоимость товаров и услуг.
  8. Какие единицы учета используют.
  9. Когда и как принимают на баланс основные средства, указывают основные формы, регистры и реестры учета.
  10. Кто обладает правом подписывать документы.
  11. Как ведут записи в бухучете
  12. Какие автоматизированные системы применяют.
  13. Как списывают убытки, оборудование.

Читайте еще: Организуем бухгалтерский учет на предприятии.

Передайте все виды бухгалтерского и налогового учета в компанию Главбух Ассистент — попробуйте первый месяц бесплатно.

Как создать учетную политику организации

Утверждает учетную политику руководитель предприятия, а в подготовке принимают участие сотрудники бухгалтерии, обычно главный бухгалтер или лицо, на которого возложено ведение бухгалтерского учета. Если возникают сложности с формированием документа, обратитесь к квалифицированным специалистам. Они помогут разработать учетную политику в соответствии с последними изменениями законодательства и особенностями деятельности вашего предприятия.

После создания и согласования документа со всеми заинтересованными лицами, издают приказ об утверждении УП. Дальнейшие изменения и дополнения можно вносить в документ только со следующего года. При этом вся подготовка и утверждение должны произойти заранее, а с 1 января учетная политика уже начинает действовать.

Документ не нужно переутверждать ежегодно. Изменения вносят лишь при поправках в законодательство, при изменении или появлении новых способов учета в компании или при реорганизации предприятия. Сначала отдельным приказом утверждают приложение к УП, а затем раз в год переделывают весь документ для нового утверждения.

Четкая структура УП в нормативных актах не прописана, для удобства документ можно поделить на разделы, например:

  • нормативные акты, задействованные в работе УП;
  • люди ответственные за ведение УП и имеющие право подписи;
  • налоговая УП;
  • бухгалтерская УП;
  • рабочий план счетов.

Бухгалтерскую УП, как самый большой раздел, разбивают на подразделы. Однако, это тоже необязательно, документ составляют из нумерованного перечня пунктов, даже если их десятки или сотни.

Читайте еще: Как организовать учет для ООО на УСН.

Автор Легкий Сергей

logo
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!
Это бесплатно и займет всего минуту.

При регистрации на этой неделе вы получите эксклюзивную книгу в подарок

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.