Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок       Бесплатная регистрация ООО   |   ИП       4 способа сэкономить на налогах       Бесплатный доступ в сервис для автоматизации бизнеса
Новый Бизнес.Ру

Зачем вам нужна банковская гарантия и как ее получить

19 августа 2019
34
Средний балл: 0 из 5
Зачем вам нужна банковская гарантия и как ее получить

При заключении договора всегда есть риск того, что сторона-исполнитель не сможет выполнить условия контракта. Использовать в качестве меры обеспечения оборотные средства предпринимателям зачастую невыгодно. Решить эту проблему и обрести репутацию надежного делового партнера помогает обеспечение банковской гарантией.

Банковская гарантия – что это такое?

Доверие к деловому партнеру – ключевой элемент выгодной сделки. Убедить контрагента в безопасности договора позволяет банковская гарантия – вид поручительства перед третьими лицами. Гарантом реализации договорных обязательств предпринимателя выступает финансово-кредитная организация, чаще банк.

Основные принципы, которые характеризуют банковскую гарантию:

  1. Срочность – выдается на определенный срок, как правило, 1 год.
  2. Безотзывность – гарант не вправе отозвать выданную гарантию в одностороннем порядке.

Участниками итогового соглашения становятся три стороны:

  1. Принципал – исполнитель, по инициативе которого финансово-кредитное учреждение выдает гарантию. Одновременно с этим он является исполнителем условий по основному договору.
  2. Бенефициар – заказчик, интересы которого призвана защищать банковская гарантия. Это получатель услуг или работ, прописанных в основном соглашении. 
  3. Гарант – финансово-кредитная или страховая организация, которая принимает на себя обязательства выплатить Бенефициару денежную компенсацию, сумма которой указывается в договоре, если Принципал не сможет выполнить условия сделки.

В случае неисполнения Принципалом условий сделки банк-гарант выплачивает компенсацию Бенефициару. В свою очередь Гарант потребует от Принципала возместить потраченные средства с учетом процентной ставки.

О том, как избежать проблем при сотрудничестве с контрагентами, читайте в статье Осторожно, контрагент! 5 мошеннических схем, которые используют недобросовестные компании. 

По сути, запрашивая гарантию, бизнесмен страхует свою ответственность. В целом договор банковской гарантии защищает всех участников соглашения. Каждый получает свою выгоду:

  1. Для Бенефициара – минимизация рисков неплатежеспособности партнера. Если исполнитель нарушит условия контракта, обеспечительные меры гарантируют получение причитающейся ему суммы по первому требованию. Не нужно подавать иски, инициировать длительные судебные процессы.
  2. Для Принципала - расширяются возможности выхода на рынок госзаказов, заключения контрактов с крупными корпорациями. При этом нет необходимости «выдергивать» средства из оборота.
  3. Для финансово-кредитной организации – получение дополнительного источника дохода, расширение клиентской базы.

При этом, согласно ст. 370 ГК РФ, банковская гарантия не имеет никакого отношения к основным обязательствам, возникающим между Принципалом и Бенефициаром.

Читайте по теме: Участие в тендерах: как малому бизнесу выиграть госзаказ. 

Виды банковских гарантий

Банковские гарантии выдают с различной целью. В зависимости от предназначения обязательства бывает несколько типов гарантий:

1.  Платежная. Используется для обеспечения денежных обязательств перед поставщиком товаров или услуг, обеспечивая поступление оплаты вовремя.
2.  Тендерная или конкурсная. Защищает интересы заказчика, организующего тендер, и гарантирует выплату возмещения, если участник тендера снимает свою заявку либо в случае победы не соглашается заключать контракт.
3.  Гарантия выполнения. Выдается для обеспечения обязательств перед покупателем, который заинтересован в своевременной поставке товаров или услуг в полном объеме.
4.  Авансовая. Применяется при заключении сделок с предоплатой или авансом, обеспечивая возврат уплаченной суммы при неисполнении договорных обязательств.
5.  Таможенная или налоговая. Цель – обеспечение обязательств по уплате налоговых и таможенных платежей предпринимателя перед представителями налоговой и таможенной служб.

В зависимости от условий обеспечения обязательств банковские гарантии классифицируют на:

  • Безусловные – денежное возмещение, указанное в соглашении, выплачивают Бенефициару по первому требованию, составленному в письменном виде.
  • Условное – для получения компенсации Бенефициар обязан предоставить пакет документов, которые подтверждают, что Принципал не выполнил условия договора или выполнил не вовремя либо не в полном объеме.
  • Что же касается дополнительных условий обеспечения, то чаще банки требуют от Принципала предоставить какой-либо залог. В этом случае банковская гарантия будет считаться обеспеченной.
Банковская гарантия

Виталий Гензель, директор, направление «Налоги и право» Группы компаний SRG:

Банковская гарантия для малого бизнеса может быть и необеспеченной, если кредитно-финансовое учреждение выдает ее без какого-либо встречного обязательства Принципала. Но для получения гарантии такого типа кредитная история у бизнесмена должна быть безупречной, а финансовое положение – стабильным. Выдавая необеспеченную гарантию, финансово-кредитная организация идет на серьезный риск, потому делает это редко и неохотно. Так что в большинстве случаев Принципал может получить только обеспеченную гарантию.

Банковская гарантия для малого бизнеса: как это работает?

Договор банковской гарантии во многом напоминает по принципу действия вексель: при возникновении определенных условий один из участников сделки получает по требованию финансовое возмещение. Отличие лишь в условиях получения компенсации.

Примерная схема действия банковской гарантии:

  • Компания А, которая выступает Принципалом, хочет заключить с компанией В – Бенефициаром – договор на оказание услуг.
  • Компания В заинтересована в гарантии того, что услуги будут оказаны своевременно, качественно и в полном объеме. Поэтому запрашивает обеспечение банковской гарантией от компании А.
  • Компания А обращается к третьей стороне – в кредитно-финансовое учреждение. Банк-гарант С за определенную комиссию выдает письменное обязательство выплатить компании В денежную компенсацию, например, в размере 25 % от суммы, указанной в основном договоре, в случае несоблюдения его условий компанией А.
  • Если компания А срывает контракт – нарушает сроки поставки или поставляет услуги не в полном объеме, компания В имеет право обратиться в банк С за получением денежного возмещения, указанного в банковской гарантии.
  • Банк С исполняет условия гарантии, выплачивая компании В оговоренную сумму по первому требованию компании В и требует возмещения уплаченных средств с компании А.

Обеспечение банковской гарантией целесообразно в тех случаях, когда бизнесмену нужны не кредитные средства, а убежденность в том, что при возникновении форс-мажора банк выполнит обязательства за него. Другими словами, этот вид поручительства способствует повышению уровня доверия между партнерами. В результате бизнес становится более конкурентоспособным.

Банковская гарантия

Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», Президент Института развития и адаптации законодательства

Прежде чем заключить договор с компанией, банк тщательно изучает и оценивает ее репутацию и все сведения о ней – так он заранее прогнозирует вероятность исполнения обязательств. Другими словами, если банк дает компании гарантию, он уверен, что она выполнит свои обязательства по этому договору. Банковская гарантия – выгодный инструмент: она удобна тем, что обходится дешевле кредитов и залогов. Ставка по кредиту в среднем составляет 10-12%, а банковской гарантии – около 2-3%. Однако, на мой взгляд, ставка по банковской гарантии должна быть ниже.

Как получить банковскую гарантию

Банковскую гарантию получают под определенный договор или контракт, а сумма возмещения напрямую зависит от объема обязательств, которые фигурируют в сделке. Сам процесс получения проходит в несколько шагов:

  1. Бизнесмен выбирает банк с наиболее выгодными для него условиями и подает заявку на выдачу банковской гарантии.
  2.  Уточнив список необходимых документов, прилагает их к заявке.
  3. Кредитно-финансовое учреждение рассматривает заявку предпринимателя, проверяет его платежеспособность и сообщает свое решение.
  4.  Если банк принимает положительное решение, бизнесмен открывает там расчетный счет, а также вносит плату за выдачу банковской гарантии - ее сумма колеблется в зависимости от условий финансово-кредитного учреждения.
  5. После этого заключается письменное соглашение о выдаче банком гарантии.

Охотнее банки сотрудничают с фирмами, которые работают на рынке не менее 6 месяцев, а в числе дополнительных часто выдвигают такие условия:

  • не имеют задолженностей перед контрагентами,
  • обладают необходимыми ресурсами для соблюдения условий сделки с контрагентом,
  • имеют опыт выполнения аналогичных заказов,
  • располагают ликвидным имуществом и оборотными средствами.

Сложнее получить гарантию молодой компании, у которой отсутствуют обороты на расчетном счете. В этом случае выходом становится предоставление банку залога, в качестве которого в зависимости от суммы гарантии могут выступать:

  • недвижимое имущество – дом, земельный участок, квартира;
  • транспортные средства – личные или принадлежащие компании;
  • другие материальные ценности, например, производимые фирмой товары.

За свои услуги банк взимает комиссию, кроме того, в случае срыва контракта Принципал обязан возместить банку выплаченную компенсацию с процентами.

В цифрах банковская гарантия будет выглядеть так:

Срок банковской гарантии

В среднем 1 год

Проценты банку в случае реализации гарантии

От 0,5 до 7% годовых

Комиссия банку

0,1–1% от суммы гарантии

Время рассмотрения заявления

3–7 дней

Еще больше полезной информации узнаете из статьи Гарантийное письмо на поставку товара. Как правильно составить. 

Список документов для предоставления банковской гарантии

В каждом кредитно-финансовом учреждения собственные требования к пакету документов, необходимых для предоставления гарантии. Но к числу основных относятся:

  • выписка из ЕГРЮЛ – срок годности не более 30 дней;
  • копия ИНН;
  • заверенные нотариусом копии свидетельства о регистрации компании, протокола учредительного собрания;
  • копии сертификатов, лицензий компании;
  • финансовая отчетность организации за последние 6 месяцев;
  • декларация о доходах и расходах при УСН или о налогах при ЕНВД;
  • справки об отсутствии задолженностей;
  • договор права собственности на помещения;
  • копия проекта сделки, под которую запрашивается гарантия банка и т. д.

Банк вправе запросить документы, подтверждающие успешное выполнение аналогичных сделок в прошлом, чтобы убедиться в надежности организации. 

logo
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!
Это бесплатно и займет всего минуту.

При регистрации на этой неделе вы получите эксклюзивную книгу в подарок

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.