Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок       Бесплатная регистрация ООО   |   ИП       4 способа сэкономить на налогах       Бесплатный доступ в сервис для автоматизации бизнеса
Новый Бизнес.Ру

Ненадлежащее исполнение обязательств: как добиться компенсации

6 августа 2019
67
Средний балл: 0 из 5
Ненадлежащее исполнение обязательств: как добиться компенсации

Заключая договор, стороны принимают на себя обязанности, которые необходимо выполнять. Но случается так, что один из участников соглашения остается неудовлетворенным действиями второй стороны – в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств согласно контракту. Обсудим, как действовать пострадавшему участнику сделки.

Основные понятия

Договорные отношения и обязательственное право регулирует Гражданский кодекс РФ (часть 1, раздел 3). Глава 21 определяет понятие обязательства и почему оно возникает: обязательство (согласно заключенному договору) – это действие или отсутствие действия, которое обязана совершить одна сторона (должник) в пользу второй (кредитор).

Чаще всего должник обязуется:

  • произвести или поставить какую-либо продукцию;
  • оказать разово или многократно услуги;
  • оплатить оговоренную сумму;
  • передать кредитору вещь или имущество и т.д.

При этом законом и соглашением определяется, что необходимо не просто выполнить договоренности, а их осуществление должно соответствовать ряду условий. Например, заказанная продукция должна быть заданного качества, поставлена в оговоренное место и в указанный срок.

Если то, что делает должник, не соответствует всем указанным требованиям – это подразумевает необходимость компенсации для второй стороны (глава 25 Гражданского кодекса РФ).

Ненадлежащее исполнение договорных обязательств

Глава 23 ГК РФ регулирует выполнение обязанностей, взятых в рамках договорных отношений. В частности, никто не может отказаться от договоренностей в одностороннем порядке.

Учитывается также:

  • выполнение по частям – если это не предусмотрено в соглашении, заказчик может не принимать выполнение услуги по частям;
  • исполнение надлежащему лицу – передавать товар/услугу/ценности следует именно тому, кто указан в соглашении, или им уполномочен;
  • выполнение третьей стороной – обычно такое допускается, если не указано обратное (например, договор о концертном выступлении артиста);
  • сроки – обычно они указываются в соглашении, но если четких временных рамок нет, статья 314 ГК РФ выделяет понятие «в разумный срок», то есть когда это востребовано заказчиком. Если обязанности не были выполнены – их надо исполнить в течение 7 дней после требования кредитора.

Регулируется место выполнения – если не указано иное, то это место жительства кредитора-физического лица и местонахождение кредитора-юридического лица.

Если участники отношений не смогут договориться мирным путем и дело дойдет до суда, тому, кто понес убытки, придется доказывать, что договоренности второй стороной не выполнены или выполнены не должным образом. Поэтому требования к качеству продукции/услуг, срокам, месту и т.д. необходимо указывать в условиях договора, не полагаясь на взаимопонимание по умолчанию. Надежный вариант – привлечь сторонних специалистов, которые учтут все тонкости при составлении соглашения.

Ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по договору

Законом предусмотрено, что должник, не исполнивший взятые на себя обязанности, должен возместить кредитору убытки. Придется также выполнить то, что указано в соглашении, если это возможно. Под убытками (статья 15) понимаются расходы пострадавшей стороны, а также упущенная выгода – т.е. прибыль, которая была бы получена, если бы договоренности были соблюдены.

Например: если на хлебозавод в необходимый срок не поставлена мука, в результате чего производство простаивало в течение нескольких часов, упущенной выгодой будет считаться стоимость заказа от магазинов, которые не получили продукцию. Контрагент будет обязан также возместить расходы на срочную закупку муки у другого поставщика и все равно привезти заказанное количество муки.

Виды ответственности

Глава 25 части 1 ГК РФ рассматривает все аспекты ответственности за нарушение обязательств: для физических и юридических лиц, для любых видов отношений. В общем виде субъект, не исполнивший или исполнивший повинности ненадлежащим образом, обязан возместить убытки. Законом определены случаи, когда в договоре указывается ограничение ответственности – тогда виновная сторона компенсирует потери, но в пределах этого ограничения.

Дополнительно выделяют виды ответственности, когда обязанности выполняются не одним, а несколькими лицами.

Солидарная – лежит на нескольких участниках, и каждый из них обязан выполнять установленные функции в равной степени.

Субсидиарная – подразумевает дополнительного участника договора, которому придется отвечать за исполнение, если обязанности не выполнил должник. Если кредитор не получает положенное по условиям контракта, он может обратиться с претензией к такому участнику.

Ответственность

Особенности

Солидарная

Субсидиарная

Количество должников

Больше одного

Больше одного

Степень ответственности

Равная

Разная

У кого кредитор может требовать выполнения обязанностей

У всех или у любого отдельно

Сначала у основного должника

Пример из судебной практики:

Индивидуальный предприниматель обратился в суд с иском к двум муниципальным предприятиям: коммунальным сетям и управляющей компании о взыскании 163 тыс. руб. ущерба и 392 тыс.руб. упущенной выгоды.

Истец считал, что по вине этих двух предприятий было затоплено помещение, которое предприниматель арендовал под свой сервисный центр, и независимая экспертиза это подтвердила: авария произошла и по причине засора внешней канализации (сфера деятельности коммунальных сетей), и из-за перелома внутридомовой трубы (сфера деятельности управляющей компании). Поэтому оба ответчика несли солидарную ответственность, что подразумевает одинаковую степень их участия или возможность выполнения условий контракта одним из них.

Выяснилось, что в договоре аренды, заключенном предпринимателем с управляющей компанией, было указано, что последняя не отвечает за возможное затопление помещения по вине внешний коммунальных сетей.

Своим решением суд частично удовлетворил требования истца: в его пользу взыскали 222 тыс. рублей (81 тыс. руб. ущерба и 141 тыс. руб. неполученного дохода выгоды) со второго ответчика – компании, отвечающей за коммунальные сети (Дело № А79-3073/2017 г. Чебоксары 28 февраля 2019 года).

Неустойка

Пострадавший имеет право на получение неустойки – штрафа, который виновник выплачивает за допущенную просрочку или в других случаях ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Выплаченная виновником неустойка может в дальнейшем зачитываться в сумму компенсации.

Порядок действий для кредитора

Первым шагом будет направление к тем, кто не выполнил обязательства, письменной претензии.

Нужно потребовать реализации всех договоренностей и указать сроки их выполнения, а также потребовать компенсации убытков.

Если за этот период требования не будут удовлетворены – необходимо обращаться с исковым заявлением в судебные инстанции.

Иск должен содержать:

  • персональные данные участников конфликтной ситуации;
  • условия заключенного между ними контракта;
  • суть претензий: что не выполнено и какие в результате этого понесены убытки;
  • ссылки на законодательные акты, которые в этой ситуации регулируют требования потерпевшего (например, «прошу привлечь к ответственности за ненадлежащие исполнение обязательств заказчиком, согласно статье 393 ГК РФ»).

Пример из судебной практики:

Грузовая компания подала иск к ремонтной компании о взыскании 24 622 руб. убытков и 2550 руб. штрафа.

Фирма-ответчик проводила ремонт вагонных платформ заказчика, и давала гарантию на отремонтированные платформы до следующего планового ремонта. В пределах этого периода один из вагонов оказался неисправным – автоматизированная система контроля ЖД выявила перегрев буксы – ключевого элемента ходовой части (такие поломки постоянно мониторятся на железнодорожном транспорте, так как от этого зависит общая безопасность движения составов). Ремонт вагона обошелся заказчику в 24 622 руб. – именно эту сумму предприятие и требовало компенсировать. Истец предоставил в суде сами дефектные детали, а также сопроводительную документацию, в том числе результаты расследования причин аварии.

Требования истца были удовлетворены – суд обязал ответчика компенсировать расходы и уплатить штраф (Дело № А40-264565/18-29-2057, город Москва, 13 марта 2019 года).

Стоит обратить внимание, что «бремя доказательства» ложится на истца: нужно подтвердить расходы и тот факт, что их причиной стали действия ответчика. Для этого можно привлечь экспертов с многолетней юридической и бухгалтерской практикой.

Для компенсации упущенной выгоды также придется подтверждать возможность получения прибыли – например, предоставить информацию о доходах за похожий период времени.

Наиболее простой и удобный вариант для обоих участников – решить вопрос на этапе возникновения претензии, потому что судебное разбирательство это всегда трата времени, лишняя нервотрепка и дополнительные расходы. Но в случае, если недобросовестный должник отказывается соблюдать условия соглашения – физическое лицо может обращаться в мировой, а юридическое – в арбитражный суд.

logo
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!
Это бесплатно и займет всего минуту.

При регистрации на этой неделе вы получите эксклюзивную книгу в подарок

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.