Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок       Бесплатная регистрация ООО   |   ИП       4 способа сэкономить на налогах       Бесплатный доступ в сервис для автоматизации бизнеса
Новый Бизнес.Ру

Как составить хронометраж рабочего времени для сотрудника

2 августа 2019
297
Средний балл: 0 из 5
Как составить хронометраж рабочего времени для сотрудника

Эффективно управлять сотрудниками и справедливо оплачивать их работу не получится, если не знать, как они проводят трудовой день. Проследить за результативностью работы коллектива поможет хронометраж рабочего времени. Изучаем примеры хронометража рабочего времени, правила организации и детали, о которых нужно знать руководителю.

Для чего нужен «снимок» рабочего дня

Время — драгоценный ресурс, за который работодатели платят персоналу деньги. Исследование компании OnlineMBA.com показало, что из 8 часов, отведенных на оплачиваемый труд, непосредственно на выполнение обязанностей тратится только 5. Остальные 3 часа — это серфинг по сайтам — 44%, болтовня с коллегами — 23,4%, просто отдых — 3,9%. А 1,3% времени сотрудники вообще тратят на поиск другой работы — заметьте, за счет своего текущего нанимателя.

Чтобы понять как на предприятии лучше организовать рабочие часы, используют хронометраж — фиксацию времени, потраченного на те или иные занятия. Методику ещё называют «снимком» или «фотографией» дня. Не стоит путать «снимок» с контролирующими способами, которые призваны выявлять нерадивых сотрудников, опоздания и бесконечные перекуры. Хронометраж служит для планирования и прогнозирования эффективности методов управления.

Что дает хронометраж?

  1. Определение темпа работы сотрудника на конкретном рабочем месте.
  2. Расчет выработки, производительности, результата за единицу времени.
  3. Получение опорных данных для вычисления нормативов.
  4. Поиск низкоэффективных операций и «поглотителей» времени.
  5. Планирование штатного расписания.
  6. Оценка условий труда и рабочего места.
  7. Формирование регламента работы для новых рабочих мест.
  8. Сравнение разных режимов работы.
  9. Планирование рабочего времени.
  10. Аттестация работников.
  11. Сравнение особенностей подхода к выполнению задач высоко- и низкопродуктивных сотрудников.
  12. Выявление чрезмерной или недостаточной нагрузки на конкретного человека, рабочую группу или часть рабочего процесса.

Одна из важных функций хронометража — ликвидация «узких» мест в рабочих процессах. Известно, что скорость работы любой команды, процесса или предприятия определяется самым медленным его звеном. Изучение характера труда и затрат времени на каждом участке цепочки позволяет найти такие «слабые» звенья и выяснить причины задержек. Обычно на этих участках сотрудники либо нерационально выполняют ряд операций, либо перегружены. В первом случае задачу решает оптимизация работы, во втором — расширение штата.

На основании полученной информации делают выводы, позволяющие сократить потери рабочего времени, перераспределить обязанности, перестроить рабочий график, а иногда сократить или нанять новых работников.

Проведение хронометража регламентируют приказом, в котором назначают ответственных и перечисляют рабочие места или персонально людей для отслеживания. С приказом знакомят и тех, за кем будут осуществлять наблюдение: это не тайная операция по выявлению разгильдяев, а инструмент улучшения рабочего процесса, в том числе, в интересах работника.

В случае регулярного проведения замеров на предприятии создают Положение о проведении хронометража, где прописывают регулярность мероприятий, ответственных за их проведение, правила осуществления и расчетов, инструкции для тех, кто инспектирует других сотрудников. Рекомендуется описать стандартные действия, которые подлежат временной оценке.

Читайте еще: Как контролировать сотрудников.

Проведение хронометража рабочего времени

Суть метода состоит в том, что все действия сотрудника записывают, фиксируя очередность и затрачиваемое на них время. Нельзя упускать ни одной мелочи — перекур, поход за скрепками в другой отдел, туалет, обед, звонки и т.д. Часто мелочи и короткие передышки становятся самым большим поглотителем времени, занимая большую долю в сумме. Все, что длится больше минуты, нужно фиксировать. Не должно быть перерывов в записях: сидел и смотрел в монитор 1,5 минуты — это тоже действие.

Хронометраж нельзя проводить без подготовки — проверяющий должен хорошо представлять себе обязанности оцениваемого сотрудника. Для мероприятия заранее готовят карты для заполнения и вводят условные обозначения для операций, которые предполагаются в ходе наблюдения. Это делают для того, чтобы инспектор не тратил время на текстовое изложение и не задумывался, как обозначить то или иное действие — часто приходится работать буквально в стенографическом режиме, если наблюдатель один, а объектов несколько.

В целом организация хронометража отнимает немало времени — и многие руководители отказываются от метода только потому, что не хотят тратить драгоценные ресурсы на составление «карты» рабочего времени. Это не самый рациональный подход: правильный хронометраж поможет оптимизировать рабочий процесс и повысить эффективность. Время потраченное на организацию хронометража, отобьется вдвое уже после первых результатов. Именно поэтому руководителю не стоит жалеть сил на процесс — лучше передать часть рутины на аутсорс и организовать мероприятие, чем изо дня в день нести убытки из-за низкой результативности.

«Фотографируют» трудовой процесс по-разному. Иногда этим иногда занимается только один человек, а иногда целая команда. Точно так же можно оценивать одного сотрудника или же целый отдел, бригаду и часть производственного процесса. В некоторых случаях используют видеозапись с последующим анализом, но таким способом реально можно оценить лишь действия на фиксированном рабочем месте, за его пределами отследить работу уже не удастся.

Если обязанности связаны исключительно с работой на компьютере, фиксировать расходы времени очень просто с помощью программ, отслеживающих использование приложений и посещенные интернет-ресурсы.

Совершенно естественно, что в результате замеров получится «слепок идеального дня», так как под наблюдением посторонних человек не будет заглядывать в Facebook и переписываться в мессенджере. Но тем и лучше — заказчик измерения получит на руки показатели того, что сотрудник «может и должен» успевать. Чтобы получить усредненный эталон, замеры проводят для нескольких человек одной должности и используют среднеарифметические показатели. Также рекомендуется «замерять» одного и того же сотрудника несколько раз.

Читайте еще: Контролируем работников удаленного склада.

Как сделать анализ хронометража рабочего времени

При подсчете результатов оценивают несколько параметров.

  1. Соотношение этапов работы: непосредственно рабочий процесс, подготовка, завершение, например, уборка рабочего места, смена одежды и т.д.
  2. Прерывания — незапланированные входящие звонки, вызовы к руководству, визиты коллег, походы в другие отделы.
  3. Соотношение самой работы и документального оформления, например, отчётов или визитов к сетевому принтеру или сканеру.
  4. Обязательное непродуктивное время — туалет, обед, гимнастика для глаз и т.д.
  5. Соотношение продуктивного и непродуктивного времени.
  6. Дорога, если работа связана с разъездами.
  7. Общее время повторяющихся действий.
  8. Общее время нестандартных операций.
  9. Число итераций по одному заданию — набор не отвечающего номера, переделки и исправления ошибок.
  10. Соотношение времени и произведенной продукции, выполненных заданий, вымытых квадратных метров и прочего, что предполагается в качестве результата труда на этой должности.
  11. Нарушения и нерабочие отвлечения — их под наблюдением будет мало, но они все равно будут. Нужно помнить, что не всегда перекур и кофе — непродуктивная часть работы: все зависит от специальности. Например, для творческих профессий перекуры могут превращаться в настоящий мозговой штурм — следовательно, такие перерывы нужно отнести к рабочему времени.

Чем больше база замеров, тем проще искать ошибки и тем точнее будет эталонный снимок и анализ закономерностей. Накопив данные о продолжительности отдельных операций от большого числа сотрудников и за продолжительное время, руководство компании может принять меры по автоматизации или оптимизации.

Читайте ещё: Оцениваем эффективность звонков сотрудников.

Особенности проведения для разных категорий персонала

Особый вопрос — контроль рабочего времени высокоранговых сотрудников. Хронометраж рабочего времени заведующего отделением в больнице будет отличаться от такового у медсестры или врача тем, что в его составе будет больше обязанностей, связанных с документами и контактами с другими людьми и меньше повторяющихся действий.

Чем выше положение руководителя, тем меньше в его расписании предсказуемости, и оценка в целом сложнее. Например, аналитическую работу или планирование, как и прочие творческие и интеллектуальные задачи довольно затруднительно оценивать с точки зрения затрат времени.

Еще одна сложность контроля за руководителями разных уровней — расширение конфиденциальности с ростом позиции человека в иерархии компании. К примеру, не всегда даже начальник отдела кадров может присутствовать при работе главного бухгалтера или директора по безопасности. Получается, что отслеживать работу таких специалистов приходится самому директору или владельцу.

При этом, руководители в большей степени, чем рядовые сотрудники, заинтересованы в контроле за собственной эффективностью и самостоятельно стараются искать временные ресурсы и бороться с их потерями. Поэтому в случае необходимости фиксации затрат времени руководителей большое значение приобретают методы самофиксации, главная сложность в которых — не забывать делать отметки при каждой смене деятельности, а затем сделать поправку на затраты времени для самой фиксации.

Чаще всего в ходе таких мероприятий отслеживают повторяющиеся действия: легко оценивать сотрудников колл-центров, и вообще офисного персонала, рабочих, врачей. Однако, есть нетривиальные случаи, например, хронометраж рабочего времени переговорщика, специалиста по социальной работе, психолога или курьера сложно организовать из этических или технических соображений. Обычно в таких случаях используют самостоятельное заполнение карт этими сотрудниками, а затем путем сравнительного анализа выявляют закономерности.

Читайте еще: О тайм-менеджменте.

Автор Легкий Сергей

logo
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!
Это бесплатно и займет всего минуту.

При регистрации на этой неделе вы получите эксклюзивную книгу в подарок

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.