Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок       Бесплатная регистрация ООО   |   ИП       4 способа сэкономить на налогах       Бесплатный доступ в сервис для автоматизации бизнеса
Новый Бизнес.Ру

Как защита интеллектуальной собственности поможет вашему бизнесу

29 июля 2019
42
Средний балл: 0 из 5
Как защита интеллектуальной собственности поможет вашему бизнесу

Понятие интеллектуальной собственности касается не только индустриальных гигантов и инновационных компаний. Обсуждаем, что означает этот термин для малых предприятий и как защитить свои оригинальные находки.

Право интеллектуальной собственности

К интеллектуальной собственности относят права на результаты умственной деятельности человека вне зависимости от отрасли, в которой эти результаты достигнуты. Еще один объект, относящийся к этому понятию — способы или средства персонализации продукции, услуг, работы.

Основной определяющий критерий для возникновения такого вида владения — оригинальность созданного произведения, т.е. подтверждение того, что подобный результат достигнут впервые и отсутствует на момент оформления права у других.

Различают несколько видов интеллектуальной собственности.

  1. Авторское право, к которому относят научные работы, произведения искусства и литературы.
  2. Патентное право включает изобретения, полезные модели и промышленные образцы изделий, новые растения и животные, микросхемы, компьютерные программы, химические соединения, лекарственные препараты и т.п.
  3. Смежные права защищают труд, который сложно назвать авторским, но они обладают уникальностью. В качестве примера можно привести создание баз данных или исполнение музыкантом авторского произведения. Сюда же относят, например, видео- и аудиотрансляции, записи, фонограммы и др.
  4. Секреты и технологии: это оригинальный набор процессов или знаний о том, как сделать что-то или как сделать это иным от общепринятых путей способом.
  5. Средства придания индивидуальности, такие как названия, торговые марки, брендовые знаки, адреса сайтов, места производства и т.д.

Нужно различать понятия изобретение, «полезная модель» и «промышленный образец». Изобретение — это новое решение в любой области, касающееся самого продукта, процесса его создания, способа применения или нового направления использования. Модель — техническое решение внутри уже существующего объекта, например изменение детали автомобиля. Образец — это воплощение, связанное преимущественно с внешним исполнением: дизайн, фактура и т.п.

До тех пор, пока право не закреплено законодательно путем регистрации, результат нельзя считать собственностью. При копировании результата и отсутствии юридической регистрации оригинала невозможно доказать авторство и первоисточник. В качестве классического примера незарегистрированного права обычно приводят изобретение радио: открывшего ее принципы русского физика Попова в мире не считают основоположником, так как патент на способ удаленной передачи голоса первым получил итальянец Маркони.

Однако не для всех результатов интеллектуальной деятельности обязательна регистрация. Во-первых, она не нужна на объекты авторского и смежного права — собственность на эти произведения появляется сразу после возникновения. При этом исключительное авторское право сохраняется 70 лет после смерти создателя, а потом становится общественным достоянием.

Второй объект, который защищен правом на собственность, но не требует юридической фиксации — коммерческое обозначение: сочетание текста и изображения, используемые для индивидуализации компании. Его не нужно путать с фирменным наименованием и фирменным знаком. Это довольно расплывчатое понятие в законодательстве, условно его можно обозначить как «вывеска». Российское законодательство разделяет это таким образом: фирменное наименование — это юридическое название компании, а коммерческое обозначение — название предприятия. Пример: в Екатеринбурге ООО «Лев» (юридическое, фирменное название) управляет сетью супермаркетов «Кировский» (коммерческое обозначение).

Несмотря на отсутствие необходимости регистрации, закон защищает эти права так же, как и подтвержденные патентом. Важно только подтвердить авторство, например с помощью обнародования или публикации.

Возникновение прав интеллектуальной собственности регулируют государственные и международные соглашения, а их нарушение ведет к межгосударственным конфликтам и торговым войнам. Соблюдение этих правил — одно из важных условий принятия страны в ВТО.


Читайте еще: Собственные торговые марки.

Защита прав интеллектуальной собственности и бизнес

Пока предприятие никак не связано с интеллектуальной собственностью, его стоимость определяется исключительно материальными активами, которые зачастую не очень ликвидны, быстро устаревают и продаются с большим уценкой. Те же компании, которые работают над повышением своей нематериальной составляющей, т.е. поощряют работу изобретателей, инноваторов, вкладывают средства в повышение узнаваемости своего бренда, приобретают на рынке неоспоримые преимущества.

Этот факт уже не нужно доказывать, так как все понимают, что стоимость Apple и Coca-Cola — это не цена заводов и оборудования, которые фактически и не принадлежат акционерам бренда. Стоимость этих компаний складывается из технологий, акций, лицензий, названий торговых марок, рекламных контрактов, узнаваемости среди клиентов. Все перечисленное — это нематериальные ценности, образованные в результате работы изобретателей, управленцев, маркетологов, дизайнеров, программистов.

Все бы это не имело той ценности, какую имеет сейчас, если бы созданные внутри компаний-лидеров рынка инновации стали доступны общественности и конкурентам. Поэтому любой, даже начинающий, предприниматель обязан с самого начала своей карьеры заботиться о двух вещах — создании в своей организации дополнительной ценности в виде интеллектуальных наработок и защите этой ценности от утечек в чужие руки.

У этой деятельности 2 направления. Первое — повышение конкурентоспособности и прибыльности. Компании-клоны не выживают на рынке. Можно, как и другие, купить оборудование и начать бизнес, но через короткое время вперед вырвется то предприятие, которое будет изобретать новые подходы, товары, технологии. Сначала такой лидер будет получать больше прибыли, а потом поглотит или обанкротит отстающих.

Вторая задача повышения размера интеллектуальной собственности — увеличение капитализации предприятия. Повышение нематериальной цены нужно не только для продажи, но и для привлечения кредита и инвестиций, что сложно, когда материальные активы небольшие или предприятие находится на стадии стартапа.

Это можно делать, расширяя производство. Но вместе с этим будут расти накладные расходы. А можно, не модернизируя «железо», развивать «софт» компании, т.е. вкладываться в технологические, маркетинговые и управленческие решения. 

Мало создать нематериальные активы, нужно их защитить от посягательств. Информация должна быть ограждена кадровыми и управленческими методами, с использованием в организациях мер по сохранению коммерческой тайны. Следует уделять внимание информационной кибер-безопасности.

И наконец, один из главных подходов — правовая защита. Обладатели патентов могут требовать от нарушителей возмещения морального вреда, убытков, включая упущенную выгоду, взыскивать полученные от нарушения патента доходы.

При этом нарушители могут быть привлечены к ответственности и со стороны государства в виде штрафов от 2 тыс. до 1 млн рублей, принудительными работами или лишением свободы до 5 лет.

Читайте еще: О конфиденциальной информации.

Оценка интеллектуальной собственности

Лучший способ оценки стоимости компании — биржевая котировка, которая показывает не только цену заводов-пароходов, принадлежащих владельцам, но и нематериальную составляющую. Но как быть небольшим компаниям?

Для небиржевой оценки существуют методы расчета нематериальной капитализации, которые учитывают разные стороны деятельности предприятия. Например, затратный метод оценивает себестоимость производства продукции — у компаний с отстающими технологиями она выше. Рыночный метод оценивает долю и прибыльность бизнеса, сравнивает, по какой цене продавали подобные бизнесы и т.д.

Отдельно учитывают наличие патентов, степень их правовой и технической защиты, интенсивность использования. Особой строкой стоит выделить такой нематериальный актив, как деловая репутация предприятия. Сделать расчеты самостоятельно практически невозможно, поэтому владельцы компаний обращаются в организации по оценке бизнесов, которые владеют экспертными методиками. Важно понимать, что над интеллектуальной составляющей своего дела нужно работать постоянно.

Читайте еще: Как правильно оценить бизнес.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Существует всемирная организация интеллектуальной собственности, задача которой — обеспечивать координацию стран-участников, отслеживать и не допускать нарушения на международном уровне. За регистрацию прав в России отвечает Роспатент, относящийся к Минэкономразвития. Помимо присвоения и отчуждения прав, оформления патентов, это организация занимается информационной, консультационной и финансовой поддержкой инновационной деятельности в стране.

Еще одна структура, принимающая участие в регулировании этих вопросов — Федеральный институт промышленной собственности. На сайте этого учреждения приведены реестры тех разделов интеллектуальной собственности, которые подлежат регистрации. Здесь представлены перечни изобретений, полезных моделей (малых изобретений), промышленных образцов, товарных знаков, компьютерных программ, микросхем, географических мест происхождения товаров, а также зарегистрированы все поданные не текущую дату заявки. Международные бренды, по которым у наших патентных органов имеются сведения, также присутствуют в реестре.

О важности защиты интеллектуального права говорит факт, что в Гражданском кодексе РФ теме уделено 9 глав с 60 по 77 и 296 статей (1255‒1551).

Чтобы подать заявку на защиту перечисленных разделов интеллектуальной собственности, предприятие отправляет документы через патентного поверенного, зарегистрированного в Росреестре. Из документов необходимо заявление установленного образца, описание, которое настолько детально раскрывает суть, что на его основании изобретение можно реализовать. Описание дополняют чертежами, формулами и коротким рефератом. Также необходимо оплатить пошлину, размер которой указан в таблицах Роспатента или его рассчитывают с помощью калькулятора.

Регистрация изобретения длится в среднем 12 месяцев, для моделей — 2 месяца, их можно ускорить, используя платные опции. Срок действия патента на изобретение — 20 лет. Важно знать, что есть причины, по которым действие патента может быть прекращено.

Читайте ещё: Избегаем бизнес-рисков.

Автор Легкий Сергей

logo
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!
Это бесплатно и займет всего минуту.

При регистрации на этой неделе вы получите эксклюзивную книгу в подарок

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.