Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок       Бесплатная регистрация ООО   |   ИП       4 способа сэкономить на налогах       CRM, Склад, Торговля, Аналитика в одном месте       Программа для учета в магазинах (54-ФЗ)
Новый Бизнес.Ру

Предрейсовый медицинский осмотр водителей: что необходимо знать

11 июля 2019
805
Средний балл: 0 из 5
Предрейсовый медицинский осмотр водителей: что необходимо знать

Здоровье и хорошее состояние водителя спасает человеческие жизни. А для бизнеса — это еще и гарантия того, что автотранспорт предприятия останется в сохранности, задачи будут выполнены, грузы и люди доставлены по назначению. Проведение предрейсовых медосмотров водителей призвано следить за этим вопросом. Разберем, как правильно организовать этот процесс в своей компании.

Зачем нужен медосмотр водителей перед рейсом

Проведение и прохождение осмотров перед рейсом — это не право, а обязанность, которая закреплена 10.12.1995 Федеральным законом № 196-ФЗ за работодателями и водителями. Не следует путать это с медицинским освидетельствованием на право управления транспортным средством (форма № 003-В/у) и с регулярными медосмотрами на предприятии — первого работодатель вообще не имеет права требовать, даже в случае работы сотрудником водителем. А вторую регламентирует статья 214 ТК РФ, но те осмотры, которые проходят не только водители, но и все работники связанные с определенными видами труда.

Предрейсовый же осмотр — это обязательное медицинское освидетельствование водителей перед каждым выездом по путевому листу в рейс. Положение о них прописано в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ о безопасности дорожного движения (статья 23). Причем распространяется действие этого закона на всех водителей, работающих по найму, в том числе на машинистов поездов, метро и трамваев.

Особых нововведений осуществления предрейсовых медосмотров водителей в 2019 году не появилось. Сейчас не нужен штамп о допуске в путевой лист — врач может просто поставить подпись и обязательно ее расшифровать.

Задача осмотра — не допустить к управлению транспортным средством человека, который по состоянию здоровья не в состоянии это делать. При этом освидетельствование проводят не один раз в начале дня, а в течение всего времени работы водителей на предприятии — если в ходе рабочей смены человек выезжает в рейс по разным путевым листам несколько раз, он ровно столько раз встречается с медицинским работником.

Проводит эту процедуру специалист или лечебное учреждение, имеющие лицензию на такую деятельность. Если в компании много водителей, рационально иметь медицинского работника в штате. Правда тогда придется получать лицензию на такой вид деятельности для своего кабинета, при этом можно оказывать подобную услугу другим организациям.

В штате может быть не обязательно врач — осмотр вправе проводить медработник со средним образованием, прошедший обучение по программе подготовки кадров, проводящих предрейсовые осмотры.

Когда наличие медработника в штате экономически нецелесообразно, компания заключает договор на проведение таких действий с лечебным учреждением, и клиника выделяет специалиста в нужное время. Безусловно, все расходы по медицинскому освидетельствованию берет на себя работодатель. Ориентировочные цены на такую услугу 5000 руб/мес за 1‒2 водителей, 15000 руб/мес за 15‒30 и в случае, когда таких работников больше 50, предприятие будет платить ежемесячно от 20 тысяч рублей.

Таким же образом можно поступить с решением бухгалтерских и кадровых вопросов, заключив договор с аутсорсинговой компанией.

Если водитель проходит освидетельствование в сторонней организации, важно наладить оповещение диспетчеров, выпускающих рейсы, о факте допуска: это сообщает либо сам водитель, предъявляя путевой лист с отметкой, либо медицинская организация, проводившая осмотр.

Важно: если ИП имеет автомобиль и осуществляет на нем перевозки грузов или людей, на такие перевозки то сам индивидуальный предприниматель должен иметь путевой лист, а значит, и отметку о прохождении осмотра. Естественно, это распространяется на тот автомобиль, который ИП использует для предпринимательской деятельности (т.е. уменьшает налогооблагаемую базу, списывая расходы на автомобиль и ГСМ). Ещё больше сэкономить на налогах вы сможете, отдав бухгалтерию на аутсорс опытным специалистам.

Читайте еще: Медосмотр перед приемом на работу

Порядок прохождения предрейсового медосмотра водителей

За организацию осмотра отвечает администрация предприятия, которая должна обеспечить помещение не менее, чем из двух комнат общей площадью не менее 12 м2 с наличием средств связи, необходимое оборудование, ознакомление персонала с процедурой и порядком, а также явку сотрудников.

В организации издают документ «Типовое положение о прохождении предрейсовых осмотров», где указаны все детали, касающиеся этой процедуры в организации. Для регистрации результатов осмотра в организации заводят журнал, который прошнуровывают, пронумеровывают и скрепляют печатью. Графы журнала включают дату осмотра, ФИО и дату рождения работника, его пол, заключение по результатам, подписи медика и осматриваемого. Журнал можно вести электронно, но лишь при наличии усиленной электронной подписи. Журнал осмотров хранят 10 лет — специального указания именно по этому документу нет, но его можно отнести к профилактическим работам по технике безопасности, для бумаг по которым установлен именно такой срок хранения.

Также медицинский специалист ставит дату, время, свою подпись и расшифровку в путевом листе.

Важно знать! Штраф за отсутствие отметки о прохождении медосмотра в путевом листе 3000 для самого работника, 5000 для ответственного за выпуск в рейс и 30 тыс. — для компании. При этом ИП тут будет должен заплатит как юридическое лицо, т.е. 30000.

Отстраняют работником от управления транспортным средством при остром заболевании (боли, в том числе зубная, температура выше 370С, жалобы на недомогание), обострении хронического, и при нахождении в состоянии алкогольного/наркотического опьянения или из последствий. Если выявлено заболевание, сотруднику выписывают справку с направительным диагнозом и отправляют его в лечебное учреждение для лечения или диагностики.

Если подозревают алкогольное или наркотическое опьянение, проводящий осмотр может только отстранить водителя от работы. Чтобы предпринимать другие действия по этому факту, сотрудника отправляют на медосвидетельствование в государственное лечебное учреждение или специальные учреждения в составе МВД или ГИБДД, там составляют протокол, и уже на его основании выносят административное решение.

Сотрудник вправе отказаться от осмотра (как, впрочем, и от медоствидетельствования на алкоголь). Если такое произошло с водителем, его не допускают в этот день до работы и составляют протокол об отказе от прохождения. При этом отказ должен быть оформлен работником в письменном виде. Если он не пишет отказ и объяснительную, оформляют акт, который работника просят подписать. Если он не делает и этого, в акте делают пометку об этом.

Приказ об отстранении издают в произвольной форме с указанием ФИО работника и обстоятельств дела. Сотрудник должен знакомиться с приказом под роспись, в случае отказа составляют акт об отказе. В трудовую книжку информацию об отстранении не вносят.

Читайте еще: Как заполнять путевой лист в 2019 году

Предрейсовый медосмотр водителей — нюансы

Ниже — несколько тонкостей, которые помогут избежать юридических разногласий.

  • В соответствии с законом, человека нельзя просто так взять и проверить на наличие в крови наркотических веществ. Это допускается только с его согласия поэтому, чтобы не тратить утро перед выездом на получение этих согласий от каждого, нужно прописать это в любом из документов, на котором работник ставит свою подпись при трудоустройстве. Подойдет трудовой контракт, должностная инструкция, положение о медосвидетельствовании, можно издать приказ под роспись, в котором указана обязанность водителя перед каждым рабочим днем проходить тестирование на алкоголь и наркотики без дополнительных согласований.
  • Медицинский осмотр водителей проводят в рабочее время. Сотрудник не обязан приходить заранее на работу, чтобы пройти освидетельствование, а с началом рабочего дня выйти в рейс. Если осмотр проведен в нерабочее время, его продолжительность засчитывают в отработанные часы.
  • Водители неотложных служб (скорая, полиция, пожарная, служба газа, МЧС и ГИБДД) при выезде в рейс не проходят обязательный осмотр. Их осматривают только в начале смены (рабочего дня).
  • Сотрудники ГИБДД проверяют путевой лист и наличие в нем отметки о пройденном осмотре. Даже при наличии правильно оформленных документов они вправе направить водителя на медосвидетельствование.
  • Заказ услуги в сторонней организации повышает достоверность и безопасность допуска. «Свои» врачи часто закрывают глаза на некоторые проблемы с самочувствием. Никто, конечно, не выпустит в рейс пьяного водителя, а вот уставшего или со слегка повышенным давлением — запросто.
  • Есть еще один интересный нюанс, хотя с 1 марта 2019 года в законодательных нововведениях появилось требование заполнять путевой лист, а значит и графу предрейсовых медосмотров водителей, только на один рейс, понятие рейса четко не обозначено. Таким образом, водитель, отправляясь в командировку на неделю, выполняет только один рейс и проходит медосмотр только один раз.
  • Кроме предрейсовых, существуют еще послерейсовые осмотры, но они не для всех водителей, а только для тех, кто перевозит пассажиров опасные грузы. Порядок и правила точно такие же, как для осмотра в начале смены.
  • В путевом листе проставляют время медосвидетельствования (часы и минуты) и точно так же указывают время технического осмотра транспортного средства. Если эти цифры очень близки (а иногда совпадают до минут), проверяющие легко заподозрят формальный подход к этим процедурам в компании.

Читайте еще: Медосмотр в магазине — что говорит закон

Узнайте, нужна ли лицензия на перевозку пассажиров

Автор Легкий Сергей


Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.



logo
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Присоединяйтесь к клубу предпринимателей Бизнес.Ру

— Актуально о продвижении и развитии бизнеса в вашей отрасли
— Советы от реальных участников рынка и экспертов
— Новым участникам бизнес-подарок

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Продолжить
×
Регистрация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Продолжить
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.