Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок       Бесплатная регистрация ООО   |   ИП       4 способа сэкономить на налогах       CRM, Склад, Торговля, Аналитика в одном месте       Программа для учета в магазинах (54-ФЗ)
Новый Бизнес.Ру

Производительность труда: формула и способы повышения

12 ноября 2019
128
Средний балл: 0 из 5
Производительность труда: формула и способы повышения

Успех в бизнесе немыслим без анализа и поиска путей повышения производительности труда. Этот термин все чаще стал применяться среди предпринимателей. Разбираемся с терминологией и формулой подсчета.

Производительность труда относится к базовым характеристикам результативности работы персонала компании. Сейчас, когда в бизнес-пространстве ширится сфера услуг, этот показатель стал особенно актуален, и уже не обойтись подсчетом выполняемого подчиненными объема «на глаз».

Производительность труда (ПТ) – это количество продукта, произведенного за единицу времени работы. Этот численный параметр помогает понять качественный эффект от труда. Так, определяя, сколько продукции изготовлено за час, можно оценить, насколько эффективны вложения труда конкретного работника (или группы) в производство единицы продукции за определенное время.

Оплата труда и производительность труда находятся в прямой взаимосвязи: низкая производительность для работника – это плохая неэффективная работа, не обеспечивающая хороший заработок. Повышение производительности труда и становится злободневной задачей бизнеса. Поэтому необходимо определять, прогнозировать и контролировать этот показатель как характеристику продуктивности и конкурентоспособности своего бизнеса.

Материалы по теме:

Как рассчитать экономическую эффективность.

Рентабельность производства.

Выручка и прибыль: различие.

Формула расчета производительности труда

Рассчитывается параметр по следующей формуле:

ПТ = Оп/Чр, где

  • Оп - объем продукции в единицу времени;
  • Чр – количество задействованных работающих лиц в единицу времени.

При расчете выделяют индивидуальную (персональную) и среднюю производительность труда (общую по компании). Базовые показатели ПТ – это выработка и трудоемкость. Параметры зависимы от среднего числа работающих и от затраченного времени, на этом и строятся методы измерения производительности труда.

  • Выработка (Вр)

Выработка показывает количество произведенного продукта в единицу рабочего времени одним работником:

Вр = Ки/Ов,

где Ки – количество изготовленной продукции, Ов – единица времени (час, день, месяц, квартал, год)

или

Вр = Ки/Чс,

где Чс – средняя численность персонала.

  • Трудоемкость (Тр)

Трудоемкость показывает, сколько труда, усилий требуется для создания единицы товара одним рабочим и является обратной характеристикой к Вр:

Тр = Ов/Ки или Вр = Чс/Ки.

Более точная, но и более сложная формула с учетом исключаемого из расчета времени простоя:

ПТ = (Ки*(1-Kпр)) / (З*Чс),

где дополнительно участвуют в расчете Kпр– коэффициент простоя, З – трудозатраты на одного работающего.

Определившись с показателями для расчета – выработка или трудоемкость – необходимо выбрать методику определения объема произведенной продукции Ки. Методы производительности труда в этом случае такие:

  • трудовой,
  • натуральный,
  • стоимостной.

При натуральном варианте подсчета используются физические единицы (штуки, метры, масса и т.п.), что дает более точный итог для однородного продукта. Если, допустим, вы производите разную продукцию, натуральный показатель не применим.

Пример:

На трикотажной фабрике 15 сотрудников изготавливают 120 тыс. м ткани за 8-ми часовую смену. Условно один рабочий изготавливает в смену 120000 / 15 = 8000 м ткани, в час 8000 / 8 = 100 м.

При стоимостном способе ПТ считается в денежных единицах. Это более универсальный метод, позволяющий сравнивать наглядно динамику в разные промежутки времени при условии сопоставимости цен. Применяется в компаниях, производящих разнородную продукцию.

Пример:

В пекарне работают 5 человек, выпекающие за 8-ми часовую смену продукцию на 20 тыс. руб. Определяем дневную ПТ труда одного пекаря: 20000 / 5 = 4000 руб./день; часовая ПТ 4000 / 8 = 500 руб./ час.

При трудовом методе считаются трудовые затраты, показывая отношение нормы затрат времени к фактическим. Применяется для различных услуг и работ с одинаковой напряженности времени.

Пример:

На изготовление детали №1 уходит один час, а на деталь №2 – 0,5 часа. Два работника за 8-ми часовую смену изготовили 10 деталей №1 и 7 деталей №2. Считаем ПТ рабочего в смену (10 х 1 + 7 х 0,5) / 2 = 6,75; в час 6,75 / 8 = 0,84 единицы изделий/час.

Количество работающих Чс считаются стандартно как среднесписочная численность. Параметры объема Ки берутся из фактических данных производства или для стоимостного метода из показателя выручки бухгалтерской отчетности.

Пример расчета в динамике:

Показатель

1 квартал

2 квартал

Среднесписочная численность сотрудников швейной мастерской, чел.

12

11

Пошитые изделия, ед.

100

120

Время на пошив, час

80

100

Себестоимость, руб.

20

24

Выработка, ед./час

100/80=1,25

120/100=1,2

Как видно, за 2-й квартал вырос объем производства. Однако выработка в итоге уменьшилась, что свидетельствует о снижении производительности труда.

Расчет параметров может показаться сложным, если заниматься вычислением производительности, не имея специальных знаний. Такую работу лучше поручить штатному финансисту или бухгалтеру, а за неимением таковых передать сотруднику на аутсорсе.

Факторы роста

Выработка Вр и трудоемкость Тр характеризуют реальный труд и по итогам их подсчета анализируются ресурсы роста ПТ. Из сути самой формулы видно, какие факторы производительности труда влияют на результат:

  • экстенсивные – как используется рабочее время,
  • интенсивные – как снижается трудоемкость изготовления продукта за счет технологических и организационных решений.

Исходя из этого, к каким инструментам и технологиям можно прибегнуть для достижения роста ПТ? Прежде всего, предприниматель должен осознать, что производительность труда – это наведение в компании порядка. Начинать наводить порядок надо с анализа существующих непроизводственных потерь (прогулы, больничные, простои по вине работника, малые нормы выработки) и рационального использования каждого часа. Наглядный пример – контроль интернет-траффика, ограничение доступа к посторонним, не относящимся к работе сайтам.

В целом увеличение производительности труда возможно такими способами:

  • экономический вариант нацелен модернизировать процессы, уменьшив трудозатраты на изготовление единицы продукта и увеличив производимый объем в единицу времени;
  • управленческий вариант решает задачу вовлеченности кадров, мотивации на продуктивность труда.

Универсального пути, конечно, не выработано. Тем более, если говорить о технической и технологической составляющей потенциала роста ПТ, но организационно-управленческие способы, влияющих на бо́льшую отдачу работающих, сможет реализовать у себя каждый бизнесмен:

  • Создание стабильности, защищенности – комфортные, безопасные рабочие условия, соцпакет, регулярность выплат зарплаты.
  • Обеспечение профессионального роста – тренинги, обучающие семинары, внимание сотруднику как личности, баланс соотношения управленцев и производственников.
  • Применение методов нематериальной мотивации – признание заслуг, скидки на услуги, корпоративные мероприятия, поздравления, грамоты, налаживание внутренней коммуникации.
  • Формирование эффективной и прозрачной системы оплаты, премирования – рыночные заработки, справедливость начисления и бонусов, понимание построения своего дохода и возможности влиять на размер от вкладываемых усилий.

Частью организационных методов служат и непопулярные меры: пересмотр фонда рабочего времени, увеличение норм работы и расширение зон обслуживания, ужесточение контроля трудовой дисциплины, снижение числа сотрудников, не справляющихся с нормами.

Резюме: Результат достигается, если при получении прироста численного показателя выработки Вр (за счет роста объема и/или снижения трудозатрат) качество продукции не ухудшается или переходит на высокий уровень, а себестоимость снижается на фоне оптимизаций действий работников.

Эффективность труда требует постоянного анализа (как правило, поквартально), только так предприниматель будет понимать, где слабые места в работе подчиненных, сколько труда вложено на создание конкретного количества продукта.

logo
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Присоединяйтесь к клубу предпринимателей Бизнес.Ру

— Актуально о продвижении и развитии бизнеса в вашей отрасли
— Советы от реальных участников рынка и экспертов
— Новым участникам бизнес-подарок

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Продолжить
×
Регистрация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Продолжить
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.