Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок       Бесплатная регистрация ООО   |   ИП       4 способа сэкономить на налогах       Бесплатный доступ в сервис для автоматизации бизнеса
Новый Бизнес.Ру

Логистика интернет-магазина

  • 20 июня 2019
  • 300
  • Средний балл: 0 из 5
Логистика интернет-магазина

В развитии интернет-магазина логистика играет ключевую роль, так как для многих потребителей основное преимущество онлайн-заказа – возможность доставки до двери. Однако для участников рынка e-commerce важно не только выбрать удобную для аудитории форму доставки, но и экономически выгодный вариант хранения закупки и оптимальный процесс возврата товара. В статье разберем суть всех логистических задач интернет-магазина и сравним возможные варианты.

О чем вы узнаете:

Трансформация процессов логистики для интернет-магазина

логистика интернет-магазина

Развитие электронной коммерции преобразовало розничный сектор за последние 20 лет. Популярные ранее игроки рынка столкнулись со структурными проблемами или даже банкротством на фоне жесткой конкуренции со стороны развивающихся онлайн-платформ.

Интернет-магазины разработали инновационные бизнес-модели, основанные на повсеместном распространении интернета: магазины работают 24/7, доступны из любой точки мира через ноутбук или мобильное устройство, предлагают доступ к базе товаров, дают возможность сравнивать товары и цены через интернет.

Логистика интернет-магазинов дает преимущество доставки заказа до двери.

Опрос 2018 года показал, что свыше 70% онлайн-покупателей заявили, что безусловная бесплатная доставка до двери была «критической» для их решения о покупке.

Скачать тренды интернет-торговли в 2019 году

Скачать образец договора поставки товаров

Скачать лист доставки курьера

Тенденция 1. Фулфилмент

Интернет-магазины формируют спрос, который рождает предложения на рынке логистических услуг. В настоящее время логистическая среда представлена десятками типов поставщиков услуг транспорта, хранения, которые конкурируют и сотрудничают друг с другом.

Сейчас выполнение заказов клиентов интернет-магазина может осуществляться либо розничным продавцом (т.е. внутри компании), либо сторонней логистической компанией. Например, такие компании как Arvato, СДЭК и др. возьмут на себя обработку заказов, комплектацию, упаковку, маркировку и отправку. То есть они предоставляют услугу фулфилмента.

Подробнее о плюсах и минусах фулфилмента для интернет-магазинов читайте тут>>> 

Более мелкие региональные интернет-магазины в логистике могут использовать сразу две системы: в своем регионе обрабатывать операции самостоятельно, а на московский рынок выйти через фулфилмент.

Если вы решили взять управление интернет-магазином на себя, попробуйте сервис Бизнес.Ру для e-commerce. Он помогает организовать работу с ассортиментом, импортировать прайс-лист в программу для товарного учета, управлять ценами и анализировать продажи. Попробуйте возможности сервиса Бизнес.Ру для интернет-магазина прямо сейчас>>>

Тенденция 2. Интернет-магазины сами создают распределительные центры по стране

За последние 10 лет в России сформировалось около 20 крупных интернет-магазинов, количество ежедневных продаж которых требует двух подходов в логистике:

  • консолидация;
  • организация «конвейера».

Всего этого можно достичь, открывая в регионах местные распределительные центры. Сокращение обработки в различных местах путем объединения посылок в более крупные единицы приводит к снижению затрат.

Второй плюс подобных мест хранения товаров – возможность заполнить склад популярным товаром заранее, основываясь на аналитики спроса в конкретном регионе.

Ведь потребитель хочет получить товар быстро, а ускоренная доставка возможна, если же товар хранится ближе к дому.

Эксперты считают, что в дальнейшем небольшие компании будут объединяться, чтобы уменьшить расходы на логистику интернет-магазинов. Пока же расходы на доставку остаются для интернет-магазинов решающими. Многие участники рынка продолжают экспериментировать с вариантами ее осуществления.

Например, интернет-магазин OZON за последние несколько месяцев дважды изменил условия доставки, пытаясь подобрать оптимальную модель.

Далее рассмотрим подробно варианты по каждому из этапов логистики интернет-магазина:

  • закупки;
  • хранения;
  • доставки.

Закупки и логистика интернет-магазина

закупки и логистика интернет-магазина

Процесс закупки тесно связан с логистическими процессами. Бизнес-модель может базироваться на двух вариантах:

  • оптовые закупки (интернет-магазином приобретаются партии продукции, они поставляются на склад);
  • дропшиппинг (интернет-магазин покупает товар поштучно у посредника, где заказ уже сделан).

Подробнее о схеме дропшиппинга читайте здесь>>> 

Оба варианта бизнес-модели имеют преимущества и недостатки.

Схема, базирующаяся на оптовых закупках, более дорогостоящая при первоначальных вложениях. Интернет-магазину приходится платить за склад, вкладываться в приобретение партий товара и думать, как сбыть его, если спрос не оправдал ожидания.

При этом владелец бизнеса имеет больше свободы действий – он может контролировать качество товаров, ассортимент и т.д.

Дропшиппинг имеет существенные недостатки в:

  • низкой рентабельности (товар приобретается мелким оптом, по соответствующим ценам);
  • высокой конкуренции (на рынок прийти очень просто - не требуется существенных первоначальных вложений);
  • отсутствии контроля над поставками и качеством товара (покупатели могут жаловаться на проблемы с товаром);
  • отсутствие правильных сведений о том, есть ли товар в наличие на складе дропшиппера.

По системе дропшиппинга активно работают поставщики из Китая, например, DX.COM, BUYSKU.COM и другие. В России дропшипперов меньше - среди крупных игроков рынка можно назвать MarketHot, Valtery, MEGAOPT24 и т.д.

В России бизнес-модель по дропшиппингу считают не очень прибыльной, так как дропшиппер ставит интернет-магазинам условия. Поэтому после получения небольшой прибыли по дропшиппингу владельцы бизнеса стремятся открыть свой склад и продавать, сочетая обе схемы закупочной логистики.

Отправлять заказы поставщикам и всегда быть в курсе актуальных цен и остатков можно с помощью сервиса для управления интернет-магазинами от Бизнес.Ру. Вы сможете принимать и оплачивать счета прямо из сервиса, следить за результатами продаж в режиме реального времени, контролировать выручку и все расходы. Попробуйте все возможности системы Бизнес.Ру бесплатно>>>

Хранение на складе

Есть два пути складской логистики интернет-магазина:

  • хранить товар самостоятельно (идеально, если у вас есть склад в собственности, но аренда тоже подойдет);
  • отдать хранение на аутсорс (т.е. воспользоваться услугами фулфилмента).

Преимущество самостоятельного хранения:

  • если количество товаров небольшое, вы сами сможете управлять его хранением и экономить на персонале;
  • вы сами отвечаете за товар и его сохранность;
  • контроль сроков хранения, температурного режима и т.д.;
  • контроль вложений товара в посылку на сотрудниках интернет-магазина – всегда можно выяснить, кто допустил ошибку.

Недостатки самостоятельного хранения:

  • цена аренды склада;
  • сложно масштабировать – расширять склад;
  • необходимо заботится о температуре, влажности хранения самостоятельно;
  • надо выстраивать систему управления хранением.

Суть фулфилмента заключается в передаче процесса принятия заказа и последующего его исполнения до доставки клиенту. Обычно передают на аутсорс складскую логистику интернет-магазины, которые не имеют существенных масштабов для организации склада.

Оператор фулфилмент берет на себя следующие операции:

  • хранение продукта или его частей;
  • сборка продукта при необходимости;
  • маркировка деталей заказа этикетками для доставки;
  • упаковка товара в коробку или пакет;
  • передача курьеру или же отправка транспортными компаниями;
  • уведомление клиента о том, что заказ в пути;
  • обработка платежей и приемка возвратов.

Оператор не всегда берет на себя все процессы, договор может быть заключен на ограниченное количество действий. Например, только на хранение и упаковку. Доставкой может заниматься сам интернет-магазин.

Недостатки передачи складской логистики на аутсорс:

  • отсутствие контроля за работой специалистов склада;
  • у фулфилмент-оператора цена обработки заказа зависит от каждой операции, а возвраты на склад стоят дорого.

Транспорт и логистика интернет-магазина

Третье звено цепочки поставки товара до покупателя – транспортная логистика. На рынке представлено множество операторов, которые могут организовать доставку клиенту.

У интернет-магазина есть варианты:

  • отдать доставку на аутсорс;
  • организовать собственную доставку;
  • выдавать товары в собственных точках (магазинах) или точках партнеров.

Аренда онлайн-кассы для интернет-магазина 1500 руб/мес

  • Готовое решение для интернет-магазина под 54-ФЗ
  • Вы платите только за аренду кассы и фискальный накопитель
  • Без скрытых платежей
  • Под ключ за 1 день

Узнать подробнее об аренде онлайн-кассы для интернет-магазина >>

Доставка на аутсорсе

Плюсы доставки через сторонних операторов:

  • в периоды спада продаж можно сэкономить на зарплате;
  • простота организации;
  • большой выбор компаний-операторов доставки.

Минусы передачи транспортной логистики на аутсорс:

  • курьер может сработать некачественно, и вы не сможете на него повлиять;
  • при оплате курьеру могут быть задержки в переводе денег на счет интернет-магазина;
  • возможны проблемы с возвратами.

Алексей Прыгин, вице-президент по коммерции MXP:

«Есть несколько правил, которые могут значительно снизить риски неправильного выбора поставщика логистических услуг. Они подходят для любого онлайн-ритейлера независимо от специфики его бизнеса, этапа его развития или предыдущего опыта работы с курьерскими службами. Да и соблюдать их не сложно.

1. Спрашивайте рекомендации. Поинтересуйтесь, кого обслуживает курьерская служба, и обратитесь к коллегам по цеху напрямую. Самое главное, что нужно спросить у действующих клиентов, - какой курьерская служба обеспечивает процент выкупа и как быстро она возвращается деньги за оплаченные посылки. Именно они, а не тарифы, – самые важные показатели эффективности работы курьерской службы, которые напрямую влияют на прибыль интернет-магазина и обеспечивают максимальный возврат денег на вложенный в логистику рубль.

2. Не ориентируйтесь исключительно на отзывы в интернете. Это как с отзывами посетителей отелей: их пишут чаще всего обиженные, а не довольные пользователи. К тому же количество негативных отзывов часто зависит от масштабов бизнеса курьерской компании: чем больше клиентов, тем больше отзывов. Это простая ни о чем не говорящая арифметика. К тому же даже одна и та же компания может хорошо работать в Москве и плохо в регионах, или наоборот.

3. Задавайте нешаблонные вопросы. Спросите потенциального исполнителя о том, какие случаи в его практике были самыми сложными и как он с ними справлялся, с какими нестандартными «капризами» заказчика он сталкивался, опишите гипотетическую сложную ситуацию и спросите вариант решения. Ответы на эти вопросы предоставят гораздо больше информации, нежели список декларируемых преимуществ на сайте.

4. Посетите склад. Склад говорит о многом, это один из важных показателей качества работы курьерской компании. Обратите внимание на детали: качество конструкций, благоустройство, наличие системы пожарной сигнализации, технику, обслуживающий персонал и т.д. Приглядитесь к коробкам – обычно по ним можно идентифицировать бренды клиентов. Если найдете известные – это плюс, знак доверия.

5. Внимательно читайте договор. Это сводит к минимуму количество возможных неприятных «сюрпризов» в работе. По крайней мере вы четко будете знать, чего ожидать от исполнителя, а что нужно делать самому. Например, не будете ждать, когда курьер приедет и заберет у вас посылки, если в договоре написано, что вы должны сделать это сами.

6. Остерегайтесь «бесплатного сыра»: к «группе риска» относятся либо никому не известные, либо недавно вышедшие на рынок молодые компании, особенно если они предлагают минимальный тариф на доставку. Дело в том, что «демпинговать» на тарифах может позволить себе только достаточно крупная компания, которая покрывает свои издержки за счет больших оборотов.

7. Не складывайте яйца в одну корзину! Ищите не одного, а как минимум двух поставщиков. Сегодня это особенно актуально. Желательно распределить заказы как минимум между двух службами: например, «отдать» Москву одним, а регионы – другим, или же распределить функции между двум партнерами по любым другим удобным для вас критериям. Если с одним подрядчиком что-то произошло, вы сможете быстро перебросить заказы на другого.»

О лидерах рейтинга курьерских служб читайте здесь>>> 

Собственный курьер

Собственная курьерская служба имеет несколько существенных преимуществ.

  1. Вы можете нанять ответственного курьера и контролировать его.
  2. Курьер может собирать отзывы о работе магазина, общаться с покупателями, т.е. выполнять функции по сбору обратной связи.
  3. Курьер действует оперативно, и при наличии товара на складе можно организовать доставку в день заказа.
  4. Проще организовывать возвраты.

К недостатку собственной службы доставки относится необходимость контролировать работу курьеров. Понадобятся программные средства автоматизации работы с доставщиками.

В несколько кликов составить список заказов на доставку в определенный район для курьера и распечатать маршрутный лист можно в программе для управления интернет-магазином от Бизнес.Ру.

Онлайн-касса для интернет-магазина без доработок на сайте

  • Подключение любой онлайн-кассы к сайту для отправки чеков
  • Поддержка более 100 моделей ККТ
  • Подключение любой уже имеющейся у вас кассы или решение под ключ от нашего сервиса
  • Автоматическое формирование чеков в фоновом режиме

Подключить онлайн-кассу к интернет-магазину без доработок на сайте >>

Точки выдачи товаров

Для организации выдачи товаров через розничные точки продаж прежде всего надо иметь собственную торговую сеть. Или дружить с реальной торговой сетью, чтобы заключить с ней контракт на выдачу товара.

Опрос покупателей, проведенный экспертами в 2018 году, показал, что многие считают собственную сеть пунктов выдачи заказов преимуществом интернет-магазина. Ведь в этом случае клиент не привязан ко времени доставки, он может забрать товар в любое удобное время. Однако клиентам неудобно, если у интернет-магазина только один пункт выдачи в городе.

Логистика возвратов

Затраты на возвратную логистику интернет-магазинов оцениваются как 6% от общих логистических затрат. Однако предполагается, что они будут возрастать пропорционально росту онлайн-покупок.

Варианты возврата:

  • обратно на склад интернет-магазина через курьера или службу доставки;
  • обратно на склад компании, предоставляющей фулфилмент, через курьера или службу доставки;
  • через традиционный магазин;
  • через торговые точки партнеров интернет-магазина или другие места приема возвратов;

Последнее время интернет-магазины стремятся обеспечить «гладкий» для потребителя возврат, делая все для улучшения эффективности:

  • этикетки со штриховым кодом для оформления возврата на каждый товар;
  • упаковка, которую можно повторно запечатать;
  • простые инструкции по возврату для покупателей;
  • возможность возврата в течение 14-28 дней в физическое место: традиционный магазин, точку выдачи посылок.

Исследователи считают, что уменьшить возвраты может:

  • увеличение местных и зональных складов, которые потенциально ускоряют доставку (ожидается, что клиенты сократят возврат из-за сокращения сбоев в доставке);
  • улучшение операционных процессов и проверка товара перед отправкой;
  • увеличение количества обзоров товара на сайте интернете-магазина;
  • внедрение более строгой политики возврата (хотя это и рискованный метод).

Артем Марчук, генеральный директор логистической компании «Точка-Точка»:

«Основным вызовом для логистики в интернет-магазине является возврат товара.

Несмотря на то, что простота процесса возврата положительно влияет на принятие решения о покупке (2/3 покупателей в Европе называют её ключевым фактором), вся проблема заключается в том, чтобы соотнести положительный эффект с реальными затратами.

Возврат — это и невыкупленный заказ, даже частично, и отказ от уже приобретенного товара. По разным оценкам, например в fashion-сегменте, доля невыкупленного товара составляет порядка 60%.

Обычно решения по организации возврата ограничиваются либо пунктами выдачи заказа, либо курьером, который возвращает заказ на склад. В той же Германии, по данным Hermes, доля ПВЗ при возврате — 90%, курьеры возвращают оставшиеся 10%.

В любом случае, это лишь отчасти снижает нагрузку на покупателя, т. к. используется ресурс, за который он платит: условно, это транспорт до склада.

Если говорить о технологиях, позволяющих снижать издержки, то на данный момент на рынке нет очевидного предложения, которое кардинально смогло бы изменить имеющуюся ситуацию. Не помогут даже «экзотичные» беспилотники. Полагаю, что единственным реалистичным вариантом является модель sharing economy.

Да, сократить издержки на обработку не получится — они, к сожалению, сохранятся даже с учетом автоматизации. Но остается потенциал использования «холостых» пробегов.

По статистике одного из лидеров рынка, на самом загруженном прямом маршруте Москва – Санкт-Петербург полезный объем транспортного средства используется лишь на 70%, а на обратном — только на 40%.

Идея полной загрузки может быть реализована и во внутригородской доставке, если перевозчик сможет заранее планировать свой маршрут, повышая утилизацию ТС, двигаясь «по кругу».

Безусловно, катализатор снижения стоимости — свободная конкуренция подрядчиков.

Онлайн-касса для интернет-магазина за 500 руб/мес "под ключ"

  • Поставка контрольно-кассовой техники
  • Регистрация в ФНС и ОФД
  • Подключение и настройка оборудования и программ
  • Сделаем все за вас
  • Проконсультируем по 54-ФЗ

Узнать подробнее о кассе для интернет-магазина за 500 руб/мес >>

Совместное использование ресурса плюс конкуренция позволяют в разы снизить стоимость транспортировки и изменить экономику интернет-магазина, не только в части возврата, но и в части динамики роста его выручки».

Выводы

Логистика интернет-магазинов состоит из трех звеньев:

  1. Закупка
  2. Хранение
  3. Доставка

Каждый из этих процессов можно отдать на аутсорс. В частности, операторы предоставляют услуги дропшиппинга, фулфилмента, курьерской доставки.

Главный минус отдачи одного из звена логистики интернет-магазина на аутсорс – отсутствие контроля за качеством обслуживания покупателя.

Однако для маленьких магазинов это и главный плюс. Например, после заключения договора о фулфилменте у владельца маленького интернет-магазина прекратятся заботы об организации хранения и доставки. Когда бизнес вырастет до существенных масштабов, при желании можно будет вернуть логистику в русло собственных бизнес-процессов.

Управление логистикой интернет-магазина имеет решающее значение – это, по сути, ядро вашей компании. В зависимости от того, какой у вас бизнес, возможно пришло время сотрудничать с третьими лицами для хранения ваших продуктов и выполнения ваших услуг. Это не так страшно, как кажется.

logo
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.