Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок       Бесплатная регистрация ООО   |   ИП       4 способа сэкономить на налогах       Бесплатный доступ в сервис для автоматизации бизнеса
Новый Бизнес.Ру

Как рассчитать прибыль от продаж

  • 13 июня 2019
  • 193
Как рассчитать прибыль от продаж

Объем продаж и прибыль от продаж показывают, насколько предприятие выполняет поставленные задачи, сохраняется ли смысл продолжать дело или нужны перемены. Разбираемся, как считать и оценивать показатели, на конкретных примерах.

Что такое прибыль от продаж

Задача бизнеса — создание дохода, который покроет инвестиции и производственные издержки, гарантирует выплаты персоналу и акционерам. Хорошо, если при этом останутся средства на развитие и «сухой остаток» предназначенный владельцу. Это возможно только в случае, когда прибыль от продаж выше расходов.

Однако нередки ситуации, когда при малых первоначальных инвестициях так и не удается «отбить» вложения, или при миллионных оборотах фирма внезапно объявляет о банкротстве. Еще чаще возникает ситуация «нулевого выхлопа», когда денег хватает только на поддержание непосредственно работы предприятия: в таких случаях бизнес теряет смысл, т.к. не создает доход, а только загружает предпринимателя текучкой.

Главный показатель эффективного бизнеса — величина прибыли от продаж. Ее не стоит путать с объемом продаж (оборотом), рентабельностью, безубыточностью и другими экономическими понятиями. Чтобы рассчитать уровень прибыли, используют формулу:

Прибыль предприятия = Выручка ‒ Расходы

Важно определять этот индикатор регулярно за фиксированные промежутки времени (год, месяц) так как, кроме расчета показателя как такового, важна динамика изменений. Сравнив данные прошлого и текущего периода, можно определить, улучшает команда свою эффективность или нет.

После сравнения проводят анализ того, за счет чего прибыль от продаж растет: увеличилось количество клиентов, снижена себестоимость сырья или самого процесса продаж, отдельный клиент стал покупать больше или дороже. Еще важнее точно установить причину, если показатель падает.

Читайте ещё: Что делать, если падает выручка

Определяем прибыль от продаж и точку безубыточности

Различают несколько видов прибыли. Первый — валовая. В бухгалтерском балансе ее учитывают в строке 2100 как разность строк 2110 и 2120.

Валовая пр. = Выручка ‒ Себестоимость продукции,

где Выручка = цена продукции (товары или услуги) х количество единиц

т.е. сумма, на которую выставлены счета за продукцию и услуги. При ведении баланса методом начисления (по отгрузке) не важно, оплачены эти услуги или нет, поэтому величина всегда положительна или равна нулю, даже если за проданный товар деньги так и не поступили.

Этот показатель, нужный для расчета прибыли, также называют объемом продаж или оборотом. Часто это понятие путают с доходом, которым называют вообще любые поступления активов, увеличивающих капитал предприятия: сдача в аренду, проценты по депозитам, дивиденды, благотворительные взносы. Все это доход, тогда как выручка — это тоже доход, но поступивший от основного вида деятельности компании.

Теперь нужно понять, из чего складывается себестоимость продукции — денежная оценка того, сколько предприятие потратило на производство и реализацию своих товаров и услуг. Здесь снова кроется подводный камень: можно забыть учесть скрытые расходы.

Пример: Предприятие купило 10 заготовок по 100 рублей. Рабочий сделал из них детали, получил зарплату 100 рублей. Если считать арифметически, то себестоимость — 110 рублей за штуку. На самом же деле, в себестоимость нужно добавить электроэнергию, амортизацию станка, аренду помещения, зарплату того, кто продавал детали клиентам, расходы на логистику, платежи за сертификацию, оплату бухгалтерии на аутсорсе и т.д.

Только посчитав все затраты на единицу произведенного товара и услуги, можно определить себестоимость, которая поможет правильно сформировать цену на конечный продукт. А ещё нужно не забыть про скидки и о том, что часть товара вернут. Таким образом приходим к развернутой формуле валовой прибыли:

Валовая прибыль = (цена продажи единицы продукции ‒  цена всех затрат на производство единицы продукции) х количество единиц ‒ скидки и возвраты

Другой вид прибыли — операционная, отражающая прибыль от главного направления, по которому компания работает. Если у организации есть только основной вид деятельности, то валовая прибыль равна операционной.

Чтобы показать оборот компании в целом, суммируют все источники дохода: прибыль от продаж (т.е. выручку от операционной деятельности), инвестиционный доход, доход от финансовой деятельности — такую прибыль называют доналоговой.

Третий вид прибыли — чистая. Ее рассчитывают по формуле:

Чистая прибыль = Валовая пр. ‒ Налоги и обязательные платежи в бюджет

Из этих денег можно платить дивиденды и развивать компанию, вкладывая средства в производство. Именно этот вид помогает рассчитать точку безубыточности в месяцах:

Точка безубыточности (мес) =(Первоначальные вложения)/(Чистая прибыль в месяц)

Читайте также: все способы расчета безубыточности

Связь рентабельности, прибыли и объема продаж

Говоря о прибыли, нельзя обойти стороной такое понятие, как рентабельность бизнеса, которую можно назвать еще эффективностью.

Начинающему предпринимателю важно уметь рассчитать общий показатель для организации по формуле:

Р общая = (Валовая прибыльСтоимость основных фондов+Стоимость оборотных активов ) х 100%

С помощью этого показателя легко понять, насколько продуктивна работа в целом, и сравнить, например, с доходностью депозита — может оказаться, что выгоднее не заниматься бизнесом, а просто хранить деньги в банке.

Но для анализа причин недостаточно высокой прибыли этого показателя мало — нужно заниматься расчетом индекса по каждому из активов. К примеру, есть рентабельность продаж — доля прибыли в объеме реализации. Отношение чистой прибыли к затратам на персонал покажет эффективность сотрудников. Рассчитывают эти величины также для собственных и заемных средств, инвестиций, маркетинговых вложений, производства, себестоимости, и т.д., но все они так или иначе связаны с размером чистого дохода.

Читайте также: Рассчитываем и повышаем бизнес-показатели

Автор Легкий Сергей

где Выручка = цена продукции (товары или услуги) х количество единиц
logo
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!
Это бесплатно и займет всего минуту.

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.