Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок       Бесплатная регистрация ООО   |   ИП       4 способа сэкономить на налогах       Бесплатный доступ в сервис для автоматизации бизнеса
Новый Бизнес.Ру

Масштабирование бизнеса: как выйти на новый уровень

  • 13 июня 2019
  • 157
Масштабирование бизнеса: как выйти на новый уровень

В 2013 году предприниматель из Татарстана Олег Стерлядев открыл в Альметьевске пекарю «Добропек». Сейчас под этой маркой работает 117 пекарен, из которых 41 – открыты по франшизе. Благодаря масштабированию бизнеса, годовой оборот компании увеличился до 100 млн рублей в год. Рассказываем, как правильно организовать и контролировать рост компании, какими способами можно увеличить продажи и вывести бизнес на новый уровень.

Что дает масштабирование бизнеса

Если предприниматель хочет увеличить прибыль, у него есть три варианта:

  1. Расширить ассортимент и увеличить рекламный бюджет. Вкладывая деньги в рекламу, вы привлекаете больше клиентов. Расширяя ассортимент, удовлетворяете покупательский спрос и продаете больше. Минус в том, что прирост бизнеса идет непропорционально: при двукратном расширении ассортимента доход может увеличиться всего на 3–5%.
  2. Расширить клиентскую базу за счет привлечения новых сегментов ЦА. Например, поставщик морепродуктов доставлял товар по барам и ресторанам. Через год он открыл магазин и стал работать с розничными покупателями.

Масштабирование бизнеса может к кардинальной перепланировке организации: деление компании на две системы налогообложения или на два независимых предприятия. Правильно реорганизовать компанию вам помогут специалисты «Главбух Ассистент»: с их помощью легко решить любые вопросы, связанные с налогообложением и бухучетом.

  1. Расширить зону деятельности: организовать новые точки продажи, открыть представительства в регионах, найти партнеров, которые будут работать под вашей маркой. Это путь закономерного развития бизнеса, который ведет к росту дохода при небольших инвестициях.

Компании, которые выбрали масштабирование бизнеса, быстрее становятся узнаваемыми. Местный бренд приобретает региональное, федеральное или международное значение. Поисковик Google, который создавался для нужд пользователей Стэндфордского университета, сейчас занимает 60% мирового рынка.

Масштабирование помогает снизить издержки на производство и себестоимость продукта. За материалы, сырье или товар большими партиями компания получает скидку от объема, снижает затраты на хранение и логистику. Крупные предприятия даже могут рассчитывать на компенсацию расходов: в некоторых российских регионах действуют такие программы. Например, власти Бурятии компенсируют предпринимателям расходы на мазут и уголь (Постановление Правительства Республики Бурятия от 19.12.2018 № 723).

Бизнес, который быстро развивается, привлекателен для инвесторов. «Сырая» платформа купли-продажи ссылок LinkExchange стоила 2 млн долларов, после усовершенствования ее продали в 10 раз дороже.

Варианты масштабирования бизнеса

Масштабирование можно проводить по трем направлениям: вывод бизнеса в интернет, упаковка франшизы, открытие филиалов. Расскажем об особенностях каждого способа.

Интернет-продажи

По сведениям аналитической компании We Are Social за последний год общий объем онлайн-продаж в России увеличился на 16%. Если компания не представлена в сети, она теряет львиную долю прибыли.

Масштабирование бизнеса

Масштабирование бизнеса через электронную коммерцию – это возможность открыть дополнительную точку продажи без физического присутствия. Даже если продукт нельзя продавать удаленно, предприниматели через сеть продвигают компанию, рассказывают о своих услугах, делятся отзывами клиентов.

Чтобы продавать свой продукт через интернет, необязательно создавать дорогостоящий сайт. Можно открыть группу в социальных сетях, продавать через мессенджеры, специализированные платформы или мобильные приложения.

Масштабирование бизнеса

Отзывы других клиентов повышают доверие к мастеру

Читайте по теме: Как организовать продажи через интернет

Франчайзинг

Масштабирование бизнеса через франшизу снижает затраты. Продавая франшизу, вы получаете гарантированный доход в виде паушального взноса и роялти. Однако, если партнер не выполняет корпоративные требования, пострадает репутация бренда.

Франчайзинг подходит только компаниям с узнаваемым брендом. То есть вам нужно сначала превратить компанию в бренд с положительной репутацией и только потом упаковывать бизнес во франшизу.

Сеть филиалов

Наиболее трудоемкий и затратный вариант масштабирования бизнеса. Вам нужно наладить поставки и сбыт, продумать систему управления, выстроить структуру разросшегося предприятия.

Прибыль от работы филиалов поступает в головной офис, но и затраты также ложатся на плечи основного отделения.

Читайте по теме: Как открыть филиал в другом городе

Пошаговый алгоритм масштабирования бизнеса

Когда предприниматель накапливает достаточно ресурсов, опыта и знаний, чтобы двигаться вперед, он приходит к мысли о необходимости роста. Рассмотрим алгоритм масштабирования бизнеса по шагам.  

Шаг 1 – аналитика предприятия

Прежде чем планировать расширение бизнеса, анализируют существующую ситуацию: какую долю рынка занимает компания, какие каналы продвижения использует, как изменяется прибыль по месяцам, какая группа товара приносит основной доход и т. д.

Известно несколько десятков способов анализа бизнеса, но для самостоятельного использования мы рекомендуем два:

  1. SWOT-анализ – оценка по четырем категориям: Strengths (сила), Weaknesses (слабость), Opportunities ( возможность), Threats (угроза). SWOT-анализ можно применять как к бизнесу в целом, так и к отдельным продуктам или подразделениям. Чем уже предмет исследования, тем более точную информацию можно получить.

    Пример SWOT-анализа предприятия

Strengths

Weaknesses

Opportunities

Threats

Квалификация сотрудников;

Инвестиции;

Положительная репутация;

Снижение сырья за счет новой технологии;

Конкурентные преимущества продукта;

Устаревшее оборудование;

Недостаточно работников;

Недостаток управленческого опыта у менеджеров среднего звена;

Недостаточное финансирование;

Скоропортящийся продукт;

Выход на новые территории;

Расширение ассортимента;

Привлечение новых групп клиентов;

Низкий уровень сервиса у конкурентов;

Перенасыщенность рынка;

Финансовый кризис;

Демографический спад;

Читайте по теме: Как провести SWOT-анализ предприятия

  1. ABC-анализ – оценка по степени важности: А (самые важные), В (средней важности), С (менее важные). Анализировать можно любую сторону бизнеса, которая имеет числовое выражение: ассортимент товара, доходность магазинов, клиентов по сумме среднего чека, поставщиков по объему поставок.

    Чтобы разделить исследуемый объект на группы, определяют соотношение величин, например, 70–20–10% для ассортимента. Сначала выделяете позиции, которые приносят 70% выручки – это группа А, вам нужно следить, чтобы товары этой группы всегда были на складе.

Товары, на которые приходится 20% выручки входят в группу В. Это товар с хорошим потенциалом. Возможно, рекламная кампания или выкладка товара повысит его продажи.

Товары, которые суммарно приносят 10%, относятся к группе С. Это бесперспективные товары, и вы тратите на них деньги в последнюю очередь. Товары группы С можно использовать в качестве маячков – товаров с самой высокой ценой, чтобы на их фоне другие товары выглядели выгодным приобретением.

Читайте по теме: Как проводить АВС-анализ магазина

Шаг 2 – автоматизация бизнеса

Если работать по старинке – заносить важную информацию в ежедневник, полагаться на память сотрудников, а зарплату считать на калькуляторе – то конкуренты, которые автоматизировали бизнес-процессы, могут быстро вытеснить вас с рынка. Они могут быстрее масштабировать бизнес и привлечь больше клиентов и завоевать новые регионы.

Рассказываем, как автоматизировать работу, которую до этого выполняли вручную.

Автоматизация управления и учета. Все что раньше вы держали в голове или собирали в виде бумажных отчетов, можно получить с помощью специальных программ. Они нужны, чтобы контролировать складской остаток, проводить распродажу. Например, сеть магазинов «ВкусВилл» вечером продает скоропортящиеся товары со скидкой 50%. Не нужно ежедневно предупреждать кассира, что стоимость продуктов изменилась, в определенный час программа товароучета  самостоятельно меняет цены на выделенные товары.

Рекомендуемые программы для автоматизации управленческого учета: ПланФакт, 1С: БизнесСтарт, КУБ.

Автоматизация финансового и бухгалтерского учета. Бухгалтерская ошибка по вине сотрудника может нанести компании серьезный финансовый урон. На поиск ошибки в бумажных документах бухгалтер тратит от нескольких часов до нескольких дней. Программа не допускает ошибок, а неточности при вводе данных обнаруживаются моментально, поэтому многие предприятия начинают автоматизацию с бухгалтерского учета.

Рекомендуемые бухгалтерские программы: «1С: Бухгалтерия», «Инфо-Бухгалтер», «Компас», «Инфин-Управление». Если не хотите тратить деньги на покупку дорогостоящих программ, передайте бухгалтерию на аутсорс.

Автоматизация работы с клиентами. При большой клиентской базе непонятно, с кем и когда вы контактировали: одному клиенту в день могут позвонить три разных менеджера, а про другого «забудут» на несколько месяцев. Программа облегчает работу с базой: можно выписывать первичные документы, отслеживать историю работы с клиентом, рассылать уведомления, сегментировать клиентов по группам, создавать программу лояльности.

Рекомендуемые программы автоматизации: Альфа CRM, IntraService, «Еадеск», Verbox.

Читайте по теме: С чего начать автоматизацию бизнеса

Шаг 3 – выстроить стратегию продаж

Для масштабирования бизнеса, в первую очередь, ищут новых клиентов, увеличивают долю повторных продаж и средний чек.

Поиск новых клиентов. Есть много способов расширить клиентскую базу, рассказываем о нескольких из них.

  • Реклама быстрого отклика – ограничена по времени 1–5 днями и содержит купон, кодовое слово на скидку или подарок. Можно использовать листовки, электронную рассылку, рекламу в СМИ.
  • Тематические выставки привлекают аудиторию, которую интересует товар вашего профиля.
  • Партнерские программы создают совместно с компаниями смежного бизнеса. Например, клиенты автомастерской получают скидку на шиномонтаж компании-партнера и наоборот.
  • Таргетированная реклама в социальных сетях привлекает клиентов за счет точных настроек по социально-демографическим, социальным и поведенческим признакам.
  • Обзвон потенциальных клиентов. Метод теряет популярность, потому что воспринимается абонентами как спам.

Увеличения размера покупки. Рассказываем о трех популярных способах.

  • Апселлинг или рекомендация улучшенной версии продукта, большего количества товара. Например, три йогурта по цене двух. Или клиент планировал купить телевизор с диагональю 32❜, а продавец предлагает модель 42❜ всего на 10% дороже.
  • Кросс-селлинг или продажа дополнительного товара. Например, покупатель приобретает автомобиль, а ему предлагают сразу установить сигнализацию, подогрев руля и кресел.
  • Продажа наборов или сетов. Например, набор кофе с пирожным обходится покупателю дешевле, чем цена на них по отдельности. Клиент хотел только попить кофе, но «покупается» на выгодное предложение и берет набор.

Увеличение повторных продаж. Постоянные клиенты покупают чаще и тратят больше, их привлечение дешевле и они более лояльны к бренду, чем новые. Используйте любой способ, чтобы напомнить о себе и вернуть их: рассылка электронных писем, скидка на повторную покупку, закрытые клубы привилегий, купоны лояльности.         

Масштабирование бизнеса       
Покупатель магазина Hoff сэкономит 500 рублей, если придет за покупкой с 3 по 30 июня

logo
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!
Это бесплатно и займет всего минуту.

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.