Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок       Бесплатная регистрация ООО   |   ИП       4 способа сэкономить на налогах       Бесплатный доступ в сервис для автоматизации бизнеса
Новый Бизнес.Ру

Как рассчитать рентабельность продаж

  • 6 июня 2019
  • 296
Как рассчитать рентабельность продаж

Для оценки эффективности работы любого предприятия необходимо проводить регулярный анализ по результатам деятельности за определенный период времени. В этой статье расскажем о формулах рентабельности продаж и оценке эффективности предприятия по этим показателям.

Что такое рентабельность продаж

Рентабельность продаж является важным экономическим показателем для любого предприятия. В общем понимании рентабельность продаж показывает, какой процент чистой прибыли получает организация от выручки, а точнее — какая доля дохода содержится в одном рубле от проданной продукции. По сути, уровень рентабельности продаж, выраженный в процентах, дает возможность оценить, насколько выручка покрывает расходы и какой доход получает компания от реализации продукции или услуги.

Многие начинающие предприниматели задаются вопросом, а надо ли вообще просчитывать рентабельность продаж и что это дает? Рентабельность продаж выступает индикатором успеха финансовой деятельности предприятия, особенно это касается компаний с небольшим объемом производства.

При помощи различных формул и показателей рентабельности продаж можно наглядно увидеть, насколько эффективно используется капитал и ресурсы предприятия, правильно ли выстроена стратегия рынка и ценовая политика. Рентабельность объема продаж характеризует эффективность главного аспекта деятельности предприятия – реализацию основной продукции.

Что такое система продаж 

Например, если при подсчете рентабельности продаж компании получился показатель 25%, это означает, что с каждого рубля выручки предприятие получило 25 копеек прибыли. Не менее показательным инструментом выступает сравнительный анализ показателей за различные отчетные периоды. Если уровень рентабельности продаж упал, это означает, что темпы роста затрат опережают темпы роста выручки. То есть затраты на производство выросли, а выручка снизилась или осталась на прежнем уровне. Надо искать пути решения:

  • увеличивать объем продаж;
  • изменить ценовую политику;
  • снижать себестоимость продукции;
  • менять или расширять ассортимент;
  • искать новые пути реализации продукции и рынки сбыта;
  • повышать спрос (реклама, маркетинг).

То есть, регулярный анализ рентабельности прибыли от продаж дает возможность оценить степень финансового роста или падения компании. При более детальном разборе можно выявить сильные и слабые стороны производственной и финансовой политики предприятия и на основе анализа создать эффективную стратегию роста доходности.

О видах рентабельности производства

Если компания производит несколько видов продукции, реализует разные группы товаров или предлагает различные виды услуг, можно рассчитать рентабельность прибыли продаж по каждой отдельной категории. По результатам расчетов определяется вид продукции, которая наиболее выгодна для предприятия.

Как рассчитать рентабельность продаж

Для определения рентабельности объема продаж используется несколько формул. Рассмотрим две наиболее часто используемые:

  • классическая формула рентабельности продаж от прибыли от продаж;
  • алгоритм расчета рентабельности продаж по валовой прибыли.

Рентабельность продаж определяется по показателям бухгалтерского баланса за определенный период. В расчете участвуют следующие показатели:

  • валовая прибыль (ВП) – доход предприятия, получаемый из разницы между выручкой и себестоимостью продукции (стоимость продукции и производственные затраты без учета налогов и взносов);
  • операционная прибыль (ОП) – валовая прибыль с вычетом текущих операционных расходов (проценты и комиссии по кредитам, списание товаров, брака и т.п.), но без налогов;
  • чистая прибыль (ЧП) -  операционная прибыль с вычетом налогов.

Рентабельность продаж

Все данные для расчета рентабельности продаж берутся из бухгалтерского отчета.

Классическая формула расчета чистой рентабельности продаж

Наиболее часто для определения уровня рентабельности продаж используется формула по чистой прибыли:

РП = ЧП (чистая прибыль)/выручка*100%

Соответственно для расчета рентабельности продаж сначала необходимо высчитать чистую прибыль и выручку. Для этого используется формула:

ЧП = В + ПД – С – УЗ – ПР– Н, где

  • В – выручка;
  • ПД - прочие доходы;
  • С – себестоимость;
  • УЗ – коммерческие и управленческие затраты;
  • ПР - прочие расходы;
  • Н - сумма налогов за анализируемый период.

Выручка рассчитывается по простой формуле

В = Ц * ОБ, где

  • Ц – цена единицы продукции;
  • ОП – объем продаж за анализируемый период.

Это алгоритм вычисления рентабельности продаж используется на предприятиях различных сфер деятельности, в том числе производящих продукцию или предлагающих определенные виды услуг.

Если расчет рентабельности продаж кажется вам сложной процедурой, обратитесь за помощью к специалистам сервиса Главбух Ассистент. Бухгалтеры-эксперты помогут держать текущие дела под контролем, вести учет и отчетность и отслеживать основные экономические показатели компании.

Формула рентабельности продаж по валовой прибыли

Валовая рентабельность рассчитывается как отношение валовой прибыли к выручке:

ВР = ВП/В

Данный вариант расчета рентабельности продаж наиболее показателен для оценки эффективности торговых предприятий. Здесь показатель выручки получается путем умножения цены товара на количество проданных единиц. Валовая прибыль высчитывается как результат вычитания себестоимости товара из выручки.

Где применяется показатель рентабельности продаж

Результаты расчета рентабельности продаж используются для различных целей:

  • для сравнительного анализа работы предприятия за определенный период;
  • для ценообразования на один из видов продукции;
  • для изучения спроса на ассортимент.

Пример применения рентабельности в таблице.

2017 год

2018 год

Разница в процентах

Чистая прибыль, млн руб.

30

23

-23%

Выручка, млн руб.

150

140

-6,7%

Рентабельность продаж

20%

16,4%

-3,6%

После сравнительного анализа деятельности предприятия с данными показателями, можно сделать выводы:

  1. В 2018 году показатель рентабельности снизился на 3,6% процента.
  2. Прибыль от реализации продукции сократилась на 23%.
  3. Выручка также снизилась, но не так значительно, как другие показатели

Вывод – падение рентабельности продаж и доходов предприятия обусловлено повышением затрат на производство продукции. Раз выросла себестоимость, значит нужно повышать цену единицы товара или увеличивать объем продаж. В зависимости от конкретной деятельности компании возможно стоит изучить возможности снижения затрат на производство или управленческих расходов.

7 способов повышения рентабельности продаж

Нормы рентабельности продаж

Точно установленных показателей рентабельности продаж нет, так как многое определяется сферой деятельности, размером и стадией развития организации. В различных отраслях промышленности и хозяйственной деятельности есть отдельные среднестатистические показатели, которые свидетельствуют об эффективности работы организации.

В общем, в экономической деятельности считается, что рентабельность продаж от 1 до 5% - низкая, от 5 до 20% - средняя и стабильная, от 20-30% - высокорентабельный показатель. Рентабельность продаж выше 30% приравнивается к суперэффективной и доходной хозяйственной деятельности.

×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.