Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок       Бесплатная регистрация ООО   |   ИП       4 способа сэкономить на налогах       CRM, Склад, Торговля, Аналитика в одном месте       Программа для учета в магазинах (54-ФЗ)
Новый Бизнес.Ру

Как предпринимателю оценить затраты на персонал

3 июня 2019
280
Средний балл: 0 из 5
Как предпринимателю оценить затраты на персонал

Грамотное управление затратами на персонал – одна из приоритетных задач руководителя, поскольку такие расходы занимают существенную долю от суммарных издержек. Рассказываем, как правильно анализировать и оптимизировать затраты на сотрудников

Затраты на персонал – это показатель, который объединяет все прямые и косвенные расходы организации на поиск кадров, трудоустройство, организацию и оплату труда, повышение квалификации и многое другое. Очень важно правильно вести бюджетирование и анализ таких трат, а также применять все инструменты, которые могли бы оптимизировать их.

Затраты на персонал организации: общая информация

В расходы на оплату труда могут входить следующие пункты:

  • оплата труда (ставка и/или процент от прибыли), премии;
  • страховые взносы, отпуска, больничные листы, командировки;
  • всевозможные надбавки за непрерывный стаж, тяжелые условия работы, доплаты инвалидам;
  • издержки на питание сотрудников, оплату мобильной связи, жилья, транспорта и пр.;
  • средства на приобретение фирменной формы или обмундирования;
  • обучение, повышение квалификации;
  • другие виды трат в пользу работника, если они предусмотрены трудовым и/или коллективным договором.

До 90% бюджета компании может уходить на ФОТ и налоги, связанные с ним. Поэтому грамотное планирование и распределение средств играет решающую роль в деле успешности вашего бизнеса. Опытные бухгалтеры-сотрудники сервиса Главбух Ассистент помогут оптимизировать расходы на налоги и подскажут, как сократить затраты на персонал. Это выгодно, удобно и безопасно — убедитесь сами.

Читайте подробнее: Особенности кадрового аутсорсинга

Бюджетирование расходов на персонал

Бюджетирование – это календарное планирование трат на работников предприятия. Как правило, оно составляется на 1 год, реже – на полугодие или квартал. Бюджетирование должно опираться на стратегию развития компании. Например, если у вас в планах сократить штат, нужно будет оплачивать социальные гарантии (выходное пособие, компенсации за неиспользованный отпуск). И наоборот, при расширении производства увеличатся затраты на рекрутинг, стажировку и обучение новых кадров, оплату труда.

В бюджетном планировании необходимо учитывать все данные - фонд оплаты труда (включая динамику роста и непредвиденные издержки), командировочные, социальные выплаты, повышение квалификации и прочие показатели. Иногда документ составляется в нескольких вариантах, исход из разных сценариев развития компании.  

Приведем простой пример бюджетирования расходов на персонал на 6 месяцев

Статья расходов

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

ФОТ (каждый квартал рост на 5%), тыс. руб.

400

400

400

440

440

440

Соцвыплаты и льготы, тыс. руб.

16,92

16,92

16,92

18,61

18,61

18,61

Премии

200

Подбор, обучение и развитие персонала (тыс. руб.)

50

Другие расходы (кадровое делопроизводство, охрана труда, корпоративные мероприятия, подарки, покупка рабочей формы и пр.), тыс. руб

50

30

30

30

50

30

Итого: 3 096 590 рублей

Читайте: Как правильно мотивировать персонал

План бюджета проходит несколько этапов – составление, утверждение руководством, реализация, контроль и подведение итогов. Можно составлять не общий план на всех, а отдельно по каждой должности, а потом свести все показатели в единый документ.


Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.



Оценка затрат на персонал

Есть несколько способов провести анализ затрат на персонал.

Традиционные методы основаны на принципе ROI (Return On Investment – возврат инвестиций):

  1. По доли от валовой выручки. Как рассчитать? Отнять от объема реализации товара общие затраты на сотрудников.
  2. По средним затратам на работника. Необходимо поделить общие расходы на количество людей, которые числятся в штате. Полученную цифру нужно сравнить с доходом компании.
  3. Стоимость одного производственного часа. Эта цифра покажет, сколько в среднем стоит час работы вашей организации. Для этого общую сумму затрат на всех сотрудников необходимо поделить на количество рабочих часов (за одинаковый временной отрезок). Стоимость производственного часа также рассматривают в разрезе рентабельности фирмы.

Сравнивая, например, средние траты на специалиста с доходом компании за разные периоды, можно посмотреть динамику и выяснить, насколько эффективно вы руководите зарплатным фондом.

Читайте также: Качества руководителя, которые приведут к успеху

Давайте посмотрим, как работают методы ROI на конкретном примере. Берем самую распространенную формулу, которая помогает оценить эффективность:

Результат/Расходы

В нашем случае расходы – это трудозатраты, а результат – прибыль или объем производства.

Предположим, необходимо рассчитать ROI за 1 квартал для цеха по производству мебели. Трудозатраты – это количество людей и времени, которое понадобилось на выполнение задачи. Условимся, что все сотрудники мебельного цеха работают одинаковое количество дней.  Тогда под показателем «Трудозатраты» следует понимать среднесписочную численность персонала.

На производстве за квартал выпустили товаров на 10 400 000 рублей. Среднесписочная численность равна 21 человек. В таком случае, один сотрудник производит продукции на 495240 (10 400 000: 21).

Это первый этап оценки. Далее необходимо определить финансовую отдачу от затрат на оплату труда. Иными словами, сколько работник приносит на каждый уплаченный рубль. Формула выглядит так:

Объем производства (в рублях) / ФОТ

Для торговых компаний под термином «Результаты» понимают не объем производства, а объем выручки. Также можно делить объем валовой прибыли на размер оплаты труда.

Возьмем пример с тем же мебельным цехом. Как мы знаем, объем производства составил 10 400 000. Допустим, размер ФОТ за квартал равен 2 745 000 рублей. В таком случае 10 400 000 делим на 2 745 000 и получаем 3,79 рубля. Другими словами, каждый рубль, вложенный в сотрудников, приносит 3,79 рубля доходов.

Как рассчитать эффективность затрат на ФОТ для отдельных сотрудников?

Чтобы бюджетирование затрат на персонал было более эффективным, рекомендуется анализировать отдельных специалистов.

Допустим, владельцу магазина электроники необходимо рассчитать эффективность менеджера по продажам. Этот сотрудник продает в месяц товаров на 900 000 рублей, и зарабатывает при этом 50 000 рублей.  Ваша чистая прибыль составляет 200 000 рублей. Соответственно, на 1 рубль зарплаты менеджера приходится 4 рубля прибыли.

Еще один распространенный способ оценки эффективности затрат на ФОТ – так называемый бенчмаркинг. Его суть состоит в сравнении зарплаты сотрудника с аналогичными должностями у конкурентов, лидеров рынка, средними показателями в отрасли, по региону и пр.

Читайте также: Как эффективно управлять персоналом

Как оптимизировать или сократить бюджет на ФОТ

Если каждый рубль на счету, необходимо в первую очередь сократить те пункты, которые не влияют на эффективность работы компании. Например, можно отменить корпоративные мероприятия, отсрочить внешнее обучение, отказаться от премий и подарков сотрудникам.

Многие непрофильные задачи выгоднее передавать на аутсорс – так вы сэкономите и на зарплате, и на налогах. Например, один из самых выгодных и экономичных вариантов — удаленная бухгалтерия и кадровое производство. Сотрудники сервиса Главбух Ассистент возьмут на себя учет и отчетность, решат все вопросы с налоговой и приведут в порядок документооборот компании.

Для оптимизации трат необходимо провести подсчеты эффективности по показателю ROI, о чем мы рассказывали выше, отследить динамику за последние месяцы/кварталы, а также выяснить, какие статьи расходов увеличились и почему. Не всегда снижение объемов производства или продаж на 1 рубль ФОТ означает, что от кадров нет должной отдачи. Возможно, это временное явление.

Например, фирма нанимала новых специалистов для расширения или запуска нового проекта, поэтому деньги ушли на гонорар рекрутинговым агентствам, зарплату, стажировку. ФОТ увеличился, но прибыль будет только тогда, когда проект получит развитие. Поэтому так нужна комплексная оценка – она показывает картину в целом.

Важный совет напоследок. Один из главных признаков низкой эффективности - текучесть кадров. В сложной экономической обстановке люди стараются удержать свои места. Поэтому, когда, например, наблюдается массовое увольнение работников «зарабатывающего» сегмента (специалистов по продажам, маркетологам), а на освободившиеся вакансии претендентов нет, необходимо сократить количество «обслуживающего» персонала и за этот счет увеличить зарплату «продажникам». Разумеется, такие меры приведут к увольнению рядовых сотрудников, но зато компания сохранит свою жизнедеятельность.


Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.



logo
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Присоединяйтесь к клубу предпринимателей Бизнес.Ру

— Актуально о продвижении и развитии бизнеса в вашей отрасли
— Советы от реальных участников рынка и экспертов
— Новым участникам бизнес-подарок

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Продолжить
×
Регистрация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Продолжить
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.