Новый Бизнес.Ру

Методы адаптации персонала: как помочь сотруднику влиться в коллектив

  • 15 мая 2019
  • 23

Новички по-разному вливаются в трудовой коллектив. Кто-то быстро адаптируется к новым условиям, но для большинства это стрессовая ситуация. Бизнес.ру подготовил для предпринимателей методы адаптации персонала, которые предприниматель сможет внедрить самостоятельно, не прибегая к помощи HR-специалистов.

Методы адаптации персонала: как помочь сотруднику влиться в коллектив

Что такое адаптация работников

Нередко бывает, что предприниматель находит ценного специалиста, однако, начав работать, этот сотрудник сталкивается с рядом проблем. Он тяжело вливается в команду, медленно осваивает внутренние процедуры и распорядки и, чтобы все пришло в норму, уходят месяцы. Иной раз новичок просто покидает компанию и временные затраты организации оборачиваются еще финансовыми потерями на поиск и обучение другого сотрудника.

Чтобы минимизировать такие проблемы, существует ознакомительный адаптационный процесс. Методы адаптации персонала – это не теория, удаленная от жизни, это практические способы, дающие положительный эффект:

  • для предпринимателя – достигается быстрый выход работника на нужный рабочий ритм, сокращается время наставничества, поддерживается комфортный психологический климат, сокращается текучесть кадров;
  • для сотрудника – устанавливаются отношения в команде, снижается тревожность и неуверенность, ускоряется освоение рабочего процесса.

Глобально методы адаптации персоналом состоят из частей:

  • социальное приспособление – ознакомление с установленным временем перерывов, дресс-кодом и корпоративным поведением, вовлечение в тренинги, командные мероприятия;
  • освоение профессиональных обязанностей – снабжение должностными инструктивными материалами, наставничество;
  • организационная адаптация – инструктаж, памятки, информирование о требованиях в организации, вертикально-горизонтальных связях.

Для максимально успешного преодоления трудностей и минимальных потерь для всех сторон на новом месте необходимо совмещать все части комплексно.

Статьи по теме:

8 поступков руководителей, из-за которых увольняются талантливые сотрудники.

12 нетипичных ошибок при подборе персонала.

Собеседование с бухгалтером: как не ошибиться в выборе специалиста.

В большинстве компаний малого и среднего бизнеса ведение кадрового учета и все вопросы, связанные с приемом на работу сотрудников, поручаются бухгалтеру. Это не только отвлекает его от основных обязанностей, но и не гарантирует выполнение всех правовых требований этой сферы. Рассмотрите передачу учета персонала, сопровождения всех связанных с этим процедур на аутсорсинг. Такая система сэкономит ваши ресурсы – трудовые, финансовые и временные.

Методы и приемы адаптации

  1. Доаптационный период

Работа с сотрудником строится еще до прихода в организацию в период 1-3 дня, как кандидат решит устроиться в компанию – это первый метод адаптации персонала. Прежде всего, поблагодарите нового работника за то, что согласился стать членом вашей команды и заверьте его, что выбор сделан правильно.

Чтобы новичок не отказывался от принятого предложения, укрепите решение, напомнив, что вся команда рассчитывает на него, и попросите, чтобы он сообщил вам об уведомлении нынешнего работодателя. На случай, если на прежней работе человеку будут предложены иные условия, у вас должно быть контрпредложение.

  1. Подготовка к первому рабочему дню

Заранее покажите рабочее место, расскажите о рабочем графике, проходной системе, кто в первый день будет оформлять документы и сопровождать новичка. Уточните транспортную схему, парковку. Расскажите об электронных устройствах на рабочем месте, чем будет снабжен сотрудник.

Разъясните, что необходимо принести с собой (чего нельзя), какой утвержден в компании дресс-код. Для повышения степени вовлеченности, направьте на почту персональное приветствие и информацию об адресе компании, телефонах.

  1. Общая ориентация.

В первый рабочий день пригласите новичка к себе. Объясните структуру организации, покажите места общего пользования, чайную комнату, проведите по отделам, но при знакомстве с коллективом прибегайте школьной практики «представления у доски», делайте это непринужденно и не задерживайтесь долго в каждом кабинете.

С наставником (непосредственным начальником) познакомьте у себя в кабинете. Если вы сами выступаете в роли наставника, обеспечьте работника всеми правилами и инструкциями для ознакомления. В первый день наставник или вы сами обязательно захватите новичка на обед. Этап общего ознакомления длится неделю, предполагается, что за этот срок новый специалист должен познакомиться с внутренними порядками.

  1. Социализация

В первый день нового члена команды включите в группу социальной сети, общий неформальный чат и предложите коллегам задать ему вопросы. Сразу вовлекайте в корпоративную жизнь вне работы: вечера, выезды на природу, спортивные мероприятия.

Учитывая индивидуальные особенности человека, постарайтесь, чтобы новичок не скучал и ему было бы комфортно на таких корпоративах.

  1. Профессиональная адаптация персонала: методы адаптации

Даже если вы нашли опытного кадра, вряд ли и он будет знать до мелочей все технологии именно вашей фирмы. Поэтому в первые рабочие дни обстоятельно объясните новичку рабочий процесс. Вопросы, все ли ясно, формулируйте косвенно, чтобы не ставить его в неловкую ситуацию. Например: «Какие участки работы наиболее сложны? Чем приходиться заниматься впервые?».

В свою очередь и сами не оставляйте без внимания вопросы новичка. Большинство вновь принятых из-за боязни показаться некомпетентными, не обращаются за помощью лишний раз. Дайте понять, что первое время всегда можно и нужно обращаться с вопросом, это уместно и логично.

Усложняйте задания постепенно. Не поручайте сразу трудные участки, это может спровоцировать стресс, и новичок решит, что работа не по силам. Проявите снисходительность – на первых порах ошибки простительны. Не стоит за их допущение наказывать, а лучше вместе разберите ситуацию.

Человек не должен ощущать себя «брошенным». При обсуждениях предоставляйте голос и новичку. Интересуясь его мнением, вы не только даете понять, что он значим для вас, но и благодаря свежему взгляду так выявляются узкие места в организации.

Поощряя сотрудника, руководствуйтесь правилами по оформлению приказа о поощрении работника, чтобы распорядительный документ был составлен грамотно.

Общие рекомендации руководителю

  • Проявляйте искреннюю открытость и доброжелательность;
  • Будьте честны в отношении всех моментов – заработная плата, возможные штрафы и наказания, негласные корпоративные правила;
  • Вовремя направляйте поведение новичка. Если видите, что несоответствие правилам, скажите об этом сразу;
  • Умейте принять решение своевременно. Если во время испытательного срока вы понимаете, что сотрудник не отвечает ожиданиям, лучше сообщить ему сразу об этом, для того и предусмотрен проверочный период.

Три месяца бухгалтерского, кадрового учета и юридического сопровождения БЕСПЛАТНО. Торопитесь оставить заявку, предложение ограничено.


Рекомендации по теме
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.