Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок       Бесплатная регистрация ООО   |   ИП       4 способа сэкономить на налогах       Бесплатный доступ в сервис для автоматизации бизнеса
Новый Бизнес.Ру

Стили управления персоналом: как выбрать подходящий

15 мая 2019
169
Средний балл: 0 из 5

Эффективность работы компании во многом зависит от внутренней организации, принятой системы взаимоотношений и четкости распределения обязанностей сотрудников. Все эти факторы определяет руководитель и его стиль управления персоналом

Стили управления персоналом: как выбрать подходящий

Под стилем управления персоналом подразумевается характер общения между руководителем и подчиненными, способы распределения полномочий, ответственности в коллективе. Один и тот же предприниматель на разных этапах развития бизнеса может проходить опыт применения разных стилей управления.

Несмотря на то, что во многих небольших компаниях коллектив может насчитывать всего несколько человек, предпринимателю стоит разобраться в различных стилях и адаптировать их особенности под свой бизнес. Но эффективное управление персоналом — это не только коммуникация с сотрудниками. Это еще и умение правильно распределить обязанности, не сваливать всю работу на нескольких подчиненных из-за банальной нехватки рук. В маленьком бизнесе, где нет возможности содержать большой штат, удобным решением становится передача части функций на аутсорс. Например, очень удобно поручить ведение учета и отчетности бухгалтерам-профессионалам и платить только за реально оказанные услуги.

Основные стили управления персоналом

В экономических теориях и учебниках менеджмента описано достаточно большое количество стилей управления персонала. Основные – авторитарный, демократический, либеральный, деловой. Каждая система имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим,, как формируются, меняются стили и методы управления персоналом в зависимости от целей и этапов развития бизнеса.

Cтили управления персоналом

Либеральный или семейный стиль управления персоналом.

Этот стиль строится на принципе: одна команда – одна семья. Как это происходит на практике? Почти каждый начинающий бизнесмен, организуя свое первое предприятие, собирает в команду партнеров из близкого круга общения – это родственники, друзья, бывшие сокурсники или коллеги.

На начальном этапе такую компанию объединяет общее желание воплотить в жизнь общую идею, заработать деньги, противостоять обстоятельствам и конкурентам. Поскольку опыта управления и руководства у начинающего предпринимателя нет, он внедряет в управление единственные доступные знания и методы - построение команды на условиях равенства голосов, равноценного взноса времени и усилий. Базовые основы семейного стиля управления персоналом:

  • непринужденный дружеский стиль взаимоотношений, команда – одна семья, все друзья;
  • атмосфера в компании домашняя, дружеская;
  • корпоративная культура – семейные ценности, комфорт и уют для каждого;
  • руководитель – товарищ, имеющий небольшой приоритет (выдает зарплату).

Такая атмосфера в компании продолжается до достижения первых серьезных результатов и получения солидной прибыли. По мере развития бизнеса усложняются задачи, увеличивается количество проектов, начинаются первые неприятности – срывы сроков, невыполнение обязанностей, проблемы на внешнем и внутреннем уровне. В силу вступает обычный бытовой принцип: прибыль делим на всех, мы же одна команда, а неприятности и убытки – это проблемы собственника или руководителя.

Итог – увольнение друзей и родственников, набор профессионалов, внедрение другой системы управления.


Приоритеты

Сотрудники

Манера общения руководителя

Дружеская, доверительная

Система

Прозрачность личных отношений, командное взаимодействие

Принятие решений

Общее одобрение

Объединяющая идея

Семейная корпоративная культура, командный дух

Уровень квалификации персонала

Средний профессиональный, высокий психологический

Инициативность сотрудников

Невысокая или средняя (нет стимула)

Доведение решений руководства

В форме просьбы

Примером успешного внедрения этой системы служат многие японские компании. Но в отличие от начинающих компаний, в них существует иерархия:

  • руководитель, владелец – отец, заботящийся о компании и подчиненных;
  • персонал объединен общими интересами;
  • допускается импровизация сотрудников;
  • основа – доверие и уверенность в завтрашнем, объективная оценка и коллективная ответственность.

Вывод: в большинстве случаев семейный стиль управления персоналом работает в тех случаях, когда компания уже давно сформирована, имеет установленные связи и крепкие позиции на рынке.

О технологиях подбора персонала читайте здесь

Авторитарный стиль управления персоналом

Этот стиль – абсолютная противоположность семейной системе управления. Позиция руководства в авторитарном стиле управления персоналом строится по принципу жесткой дисциплины и беспрекословного подчинения приказам начальника. Авторитарная система характеризуется:

  • жесткой иерархией;
  • нацеленностью на результат;
  • четким распределением обязанностей;
  • подавлением инициатив сотрудников.

Главная объединяющая идея при авторитарном стиле управления персоналом – достичь максимальных результатов, выйти на высокие показатели, обогнать конкурентов. К преимуществам системы относятся быстрое достижение целей, к недостаткам – тяжелый психологический климат в коллективе, сосредоточение всех функций управления на руководителе, большая текучка кадров.

Приоритеты

Цель, результат

Манера общения руководителя

Дистанционная

Система

Закрытая

Принятие решений

Единоличное

Объединяющая идея

Наличие общего врага (конкурента)

Уровень квалификации персонала

Невысокий из-за большой текучки, уходят наиболее талантливые

Инициативность сотрудников

Низкая, не поощряется

Доведение решений руководства

В форме приказа, команды

Вывод: авторитарный стиль управления персоналом оправдан и дает отличные результаты в кризисных ситуациях и в нестабильных условиях, когда главной целью выступает преодоление трудностей и необходимо быстрое достижение результатов.

Деловой стиль управления персоналом

Один из наиболее эффективных стилей управления, который применяется в большинстве американских компаний. Для бизнесмена, уже использовавшего две предыдущих системы, понявшего недостатки жесткой вертикальной системы управления, деловой стиль управления персоналом – следующий этап. При этой системе менеджмента на первый план выходит уровень профессионализма каждого сотрудника и общее стремление получить прибыль.

Основные черты:

  • нацеленность на успех и получение выгоды;
  • оценка эффективности каждого сотрудника;
  • карьерный рост пропорционален профессионализму и инициативности сотрудника;
  • заработная плата распределяется в соответствии с эффективностью и полезностью сотрудников (зависит от личных результатов).

К приоритетам делового стиля управления персоналом относится повышение вклада каждого сотрудника и значительное увеличение прибыли за счет четкой системы взаимодействия и поощрения личных результатов. Недостаток – быстрое выгорание, трудоголизм.

Приоритеты

Результат, прибыль, развитие

Манера общения руководителя

Деловое сотрудничество без жестких рамок

Система

Прозрачность деловой сферы, закрытость личных взаимоотношений

Принятие решений

Единоличное или коллегиальное по обстоятельствам

Объединяющая идея

Профессионализм, выгода

Уровень квалификации

Высокий профессиональный уровень, низкий психологический контакт

Инициативность сотрудников

Высокая, энтузиазм поощряется

Доведение решений руководства

Форма делового этикета, диалога

Вывод: эта система эффективна для уже состоявшихся компаний, которые активно растут и развиваются, охватывая новые сегменты рынка.

О методах подбора персонала на аутсорс читайте тут

Демократический стиль управления персоналом

При демократической системе менеджмента руководитель выступает в роли координатора бизнес процессов, направляет, делегирует обязательства и мягко контролирует. К этому стилю приходят компании, уже достигшие высокого уровня доходности, уделяющие большое внимание новым разработкам в сфере бизнеса, технологий или производства. Основная характеристика этого стиля – коллегиальные методы управления персоналом:

  • высокая степень доверия между руководителем и подчиненными;
  • решения принимаются в процессе общего обсуждения;
  • комфортная атмосфера, низкая текучка кадров;
  • поддержка новых идей, инициатив сотрудников.

Главной объединяющей идеей демократического стиля выступает не только ценность результата, но методов его достижения. К преимуществам относятся – идеальная обстановка для профессионалов, возможность внедрения новых креативных идей. Минусы – медлительность процессов, обусловленная продолжительными обсуждениями и поиском наиболее верных решений.

Приоритеты

Результат и методы его достижения

Манера общения руководителя

Открытая, доступная, в меру дружеская

Система

Открытость и прозрачность всех процессов

Принятие решений

Коллегиальное принятие решений, частые общие собрания, совещания

Объединяющая идея

Единые принципы развития компании

Уровень квалификации

Высокая квалификация сотрудников в профессиональной и психологической сфере

Инициативность сотрудников

Высокая и поощряемая инициативность

Доведение решений руководства

Форма рекомендательная, совещательная

Вывод: демократический стиль управления персоналом подходит компаниям, чья деятельность связана с современными технологиями и исследованиями, где прибавочная стоимость создается творческими и креативными людьми.

О разработке системы мотивации подробно здесь

Выбор стиля управления персоналом зависит от многих факторов, главным образом – от насущных задач и проблем. На разных этапах развития одна компания и один руководитель могут применять различные системы. Определяя цели и методы их достижения, руководство может внедрять смешанные системы управления компанией.

                                                                                                  
Автор Ирина Маслюковская

Для ленты новостей мы запустили специальный канал в Telegram и группу в Фейсбуке. Присоединяйтесь!


logo
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Присоединяйтесь к клубу предпринимателей Бизнес.Ру

— Актуально о продвижении и развитии бизнеса в вашей отрасли
— Советы от реальных участников рынка и экспертов
— Новым участникам бизнес-подарок

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Продолжить

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.