Новый Бизнес.Ру

Как рассчитать экономическую эффективность

  • 18 апреля 2019
  • 163

Рассчитать экономическую эффективность компании — значит понять, правильно ли расходуются ресурсы и каковы перспективы развития предприятия. Рассказываем, как правильно вычислить показатель и сделать нужные выводы из результата.

Как рассчитать экономическую эффективность

Понятие эффективности деятельности

Для начала обратимся к термину «эффективный». Эффективный результат означает оптимальный итог с минимальными затратами: на входе вкладывая минимум, на выходе получается максимум возможного. Информацию, насколько оправданы вложения, какова результативность работы компании, дает расчет эффективности – показатель, характеризующий оптимальность использования ресурсов.

Если предприниматель стремится не просто свести «концы с концами», а серьезно строить бизнес, тогда необходимо выстроить систему оценки результата. Вникать самостоятельно в расчеты и математические формулы не всегда есть время. Определить точку безубыточности и подсчитать объем затрат на период вперед вам помогут специалисты Главбух Ассистент.

Параметр демонстрирует конкурентоспособность бизнеса, поэтому уважающий себя предприниматель должен быть не только знаком с формулами, но и уметь делать выводы из расчетов для корректирования бизнес-стратегии и финансового планирования.

Без стремления получать максимум эффективности от имеющихся ресурсов (материальных, кадровых, управленческих) результат будет неконкурентен. Фонды необходимо распределять так, чтобы извлекалась максимально возможная прибыль, поэтому  разберем экономическую эффективность  по формуле расчета и с вариантами примеров.

Оценка эффективности

Базой для исчисления показателя служит соотношение результата работы и затрат по его получению. Параметр отражает, насколько эффективно работает компания и как она способна осваивать максимальные объемы изготовления или перепродажи  продукции на имеющихся ресурсах с наименьшими издержками.

Разберем пример на конкретных данных:

Предприниматель  Лучинкин принял решение открыть собственное дело, но не выбрал вид деятельности. В итоге Лучинкин решает протестировать сразу 2 разноотраслевых направления – парикмахерскую и ремонтные услуги помещений, распределив вложения поровну по 200 тыс. руб.

По истечении года Лучинкин подсчитал выручку: от ремонтных услуг получена выручка 450 тыс. руб., по парикмахерской – 260 тыс. руб., что почти в 2 раза ниже.

В результате наглядно понятно, где отдача от вложений больше. То есть экономическая эффективность от оказания ремонта выше, чем от парикмахерских услуг.

Таким образом, экономическая эффективность определяется из соотношения результата к потраченным средствам. Если продукт в денежном выражении не требует больших затрат, то достигнут экономический эффект в виде прибыли,  в противоположном случае - убыток.

Показатели экономической эффективности

Для оценки успешности коммерческого проекта требуется количественный параметр. Общая формула расчета эффективности следующая:

Э = РД/З, где

РД – результат деятельности,

З – затраты.

Прибыльный проект не должен иметь индекс менее 1. В нашем примере в обоих случаях результат больше единицы и по ремонту значение Э (2,25) выше, чем по парикмахерскому делу (1,3).

Однако результативность деятельности оценивают, прежде всего, по рентабельности. Это наглядный оценочный критерий:  нерентабельный бизнес не дает прибыли. Для самого же простого анализа служит показатель «валовая прибыль» и  формула экономической эффективности будет следующая:

ВП = РД – З, где

ВП – валовая прибыль,

РД – результат деятельности, полученный доход,

З – затраты, себестоимость.

Тогда  в нашем примере:

  • ВП от парикмахерской = 260000 – 200000 = 60000 руб.;
  • ВП от ремонта = 450000 – 200000 = 250000.
  • Вывод: деятельность от ремонтных услуг эффективнее, чем от парикмахерского сервиса, и способна приносить большую прибыль.

Если бухгалтерские термины вызывает у вас трудности, статья «В чем разница между прибылью и выручкой» разъясняет общность и различие этих показателей.

В сравнении бизнеса с конкурентами или с собственными результатами за прошлый период абсолютного показателя недостаточно. Такой анализ не демонстрирует  истинной ситуации, поскольку компания с меньшим объемом реализации может быть более эффективна и финансово устойчива. Поэтому требуется еще относительная величина при оценке достигнутого эффекта, то есть коэффициент рентабельности. Этот параметр играет роль КПД и оценивает доход в пересчете на каждый вложенный рубль.

Формула коэффициента эффективности следующая:

КЭ = ВП / З х 100 %, где:

КЭ – коэффициент эффективности (рентабельности),

ВП – валовая прибыль,

З – затраты.

Вернемся к примеру:

  • по парикмахерской КЭ = 60000 / 200000 х 100 % = 30 %;
  • по ремонтным услугам КЭ = 250000 / 200000 х 100 % = 125 %.
  • Метод показывает, что эффект от вложений в ремонтный сервис намного превышает аналогичные затраты по парикмахерской. Логично, что наш Лучинкин продолжит развитие бизнеса по ремонтным работам и не станет распыляться на еще один вид деятельности.

Анализ достигнутой эффективности

В любом из двух рассмотренных коммерческих направлений, анализируя расчет относительного показателя, можно сделать выводы о мероприятиях по оптимизации деятельности на основе математической логики. Чтобы добиться большего экономического эффекта от вложений, нужно:

  1. Увеличить прибыль без дополнительных затрат, например:
    1. повышать конкурентоспособность продукции;
    2. найти действенные приемы маркетинга;
    3. мотивировать трудовой коллектив на рост производительности труда.
  2. Снизить расходы без снижения объемов реализации, например:
    1. модернизация, автоматизация части операционного процесса;
    2. поиск новых поставщиков с более низкими ценами;
    3. сокращение неэффективных работников.
  3. Скомбинировать оба варианта.

Подробнее о других возможных путях роста рентабельности, читайте в материале: «7 способов повышения рентабельности продаж».

Кроме основного коэффициента эффективности применяются дополнительные показатели рентабельности. В целом рентабельность показывает, сколько продукции нужно реализовать, чтобы покрыть затраты и выйти в «ноль»,  и служит индикатором устойчивости фирмы.

Порог эффективности определяется свой для каждой компании. Принято считать: расходы меньше – прибыль выше и успешнее дело. В определенной степени суждение работает, но для стратегического развития необходим анализ экономической эффективности на перспективу.  

Три месяца бухгалтерского, кадрового учета и юридического сопровождения БЕСПЛАТНО. Торопитесь оставить заявку, предложение ограничено.


Рекомендации по теме
×
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!
Это бесплатно и займет всего минуту.

На портале размещен полезный контент для владельцев бизнеса в сфере торговли. Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права, статьи находятся в закрытом доступе.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.