Новый Бизнес.Ру

Что такое маржа и как ее рассчитать

  • 5 марта 2019
  • 124

Высокая маржа - показатель эффективности бизнеса. Этот показатель помогает регулировать объемы продаж, ставить «правильные» цены, чтобы получить нужный доход. Подробнее о том, как рассчитать маржу и не спутать её с наценкой - в нашей статье.

Что такое маржа и как ее рассчитать

Что такое маржа в экономике

Маржа простыми словами — валовая прибыль организации. Это экономический показатель, отображающий разницу между себестоимостью и ценой продажи. Она измеряется в рублях и процентах.

Коммерческая маржа влияет на операционные расходы и бизнес-возможности: высокая маржинальность высвобождает средства, необходимые для успешного развития компании и повышения ее конкурентоспособности. Именно поэтому владельцу компании важно знать, какова маржинальность бизнеса в любой момент времени. Если самостоятельный расчет маржи вызывает затруднения, можно доверить эту работу специалистам сервиса Главбух Ассистент.

В торговле маржа считается по формуле:

Маржа = (цена товара – себестоимость) / цена товара x 100%

Например:

ИП Иванов изготавливает и продает офисные кресла по цене 1500 рублей, из них валовая прибыль составляет 500 рублей, а себестоимость - 1000 рублей. В первый день он продал 10 кресел и его выручка составила 15.000 рублей. Как рассчитать маржу и валовую прибыль?

Маржа = (1500-1000)/1500х100% = 33%

Маржа составляет 33%. Это значит, что ИП Иванов с каждой проданного кресла зарабатывает 330 рублей.

Валовая прибыль составит: 15.000 х 33% = 4950 рублей

Подробнее о том, как рассчитать разные виды маржи, читайте в статье Как рассчитать маржу в процентах.

Отрицательная маржа

Маржа может иметь отрицательное значение. Например, когда товары продаются по цене ниже себестоимости. Например, купили вентиляторы по 800 рублей, а продают по 400 рублей.

Часто отрицательная маржа связана с выплатами по кредиту. Например:

Для своего стартапа Василий взял кредит в банке на сумму 1500 млн рублей. Проценты и выплаты по кредиту составили 800.000 рублей. Через года Василий решил продать бизнес и его оценили в 1300 млн рублей.

1.500.000 + 800.000 = 2.300.000 рублей

2.300.000 - 1.300.000 = 1.000.000 рублей - отрицательная маржа

Читайте подробнее: Как продать ООО: пошаговая инструкция по продаже фирмы

Максимальная маржа

Маржа - оценочный показатель, измеряемый в валюте или в процентах. Главное условие - маржа не может быть больше 100%, даже если себестоимость равна нулю.

Например, вам достался в наследство кожаный диван и вы решили его реализовать. Нашли покупателя и продали за 10.000 рублей. Какая будет маржа?

10.000/10.000*100 процентов =100%

Невозможно заработать больше, чем вы получили за товар. Поэтому маржа не бывает больше 100%.

Виды маржи

Операционная маржа

Это соотношение прибыли до выплаты налогов и процентов к валовому доходу. Высокая операционная маржа говорит о хорошей рентабельности предприятия.

Валовая маржа

Она же гросс-маржа. Считается как разница между общей валовой выручкой и переменными расходами. Используется для определения чистой прибыли организации и расходов: транспортных, закупочных, реализационных и зарплатных.

О валовой марже читайте подробнее статье: Валовая маржа: что то такое и как ее рассчитать.

Чистая маржа

Эта маржи используется в банковской сфере и означает разницу между валовым доходом и издержками. Напрямую зависит от повышения или снижения процентной ставки банка. Чистую маржу применяют крупные организации с большими затратами.

Процентная маржа

Показатель прибыльности банка. Иногда ее называют банковская маржа. Это соотношение доходов и расходов банка. Она необходима для расчета операций по ссудам, кредитам, и показывает, насколько банк покрывает свои расходы.

Вариационная маржа

Величина для расчета прибыли или убытка на биржевых площадках. Если сделка была удачной, то вариационная маржа будет положительной. Если трейдер сработал в убыток, то она станет отрицательной и будет называться бэк-маржой . Если трейдер выиграл, то маржа прибавляется к счету, проиграл - мгновенно снимается со счета.

Чем маржа отличается от наценки

Часто предприниматели путают понятия маржа и наценка. Особенно часто это случается при продажах и переговорах, когда один говорит про наценку, которая может быть 200%, 300%, 400%, а другой не может подсчитать собственные издержки и прибыль до налогообложения. Чтобы говорить на одном языке, предпринимателям нужно оперировать таким понятием, как процентная маржа.

Для начала определимся что такое наценка и маржа.

Наценка - это инструмент в ценообразовании. С ее помощью формируются конечная цена продажи продукта. Рассчитывает ее финансовый отдел и передает менеджеру, ответственному за продукт.

Процентная маржа - это инструмент рентабельности продаж. Она определяет чистую прибыль организации. Используется для формирования эффективных продаж определенной группы товара/услуги или направления. Маржа помогает понять, сколько нужно продать продукта, чтобы компания могла успешно развиваться.

Главная разница между наценкой и маржой —в формуле расчета.

Наценка считается как разница между ценой и себестоимостью, деленная на себестоимость.

Маржа - отношение цены и себестоимости, деленное на цену товара.

Давайте рассмотрим на примере:

Оптовая компания изготавливает и продает стулья по цене 400 рублей. Их себестоимость равна 200 рублей. Как рассчитать наценку и маржу с одного стула?

Наценка и маржа могут измеряться в рублях и в процентах. Сначала рассчитаем в рублях.

Наценка: 400-200=200 рублей

Маржа: 400-200=200 рублей

Если считать в денежном эквиваленте, то наценка и маржа равны.

Если рассчитать в процентах, то появляются различия:

Наценка:

Себестоимость = 200 рублей

Наценка = (цена товара – себестоимость) / себестоимость товара x 100%

(400-200)/200*100%= 100%

Наценка = 100%

Цена = 400 рублей

Маржа:

Себестоимость = 200 рублей

Маржа = (цена товара – себестоимость) / цена товара x 100%

(400-200)/400*100%=50%

Маржа = 50%


Цена = 400 рублей

В одинаковом примере маржа и наценка получаются разными.

Читайте также: В чем разница между маржой и прибылью?

Маржа и наценка: в чем различие

  1. Наценка может быть любой. Она может достигать 200, 300, 400%. Например, ресторан купили яблоки за 100 рублей, а продал за 400 рублей. Маржа не может превышать 100%
  2. При расчете показателей берутся разные данные: при наценке - себестоимость продукта, при марже - цена товара.
  3. Наценка показывает как можно увеличить себестоимость, а маржа подскажет, как увеличить прибыль организации - поискать более дешевого поставщика, снизить операционные расходы, найти помещение с низкой арендной платой и так далее.

Три месяца бухгалтерского, кадрового учета и юридического сопровождения БЕСПЛАТНО. Торопитесь оставить заявку, предложение ограничено.


Рекомендации по теме
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.