text
Новый Бизнес.Ру

Ассортиментная (товарная) матрица магазина

  • 1 июня 2018
  • 19556

Ассортиментная матрица магазина (товарная матрица) – это полный перечень товарных позиций магазина. Она учитывает особенности формата магазина и характеристики вашей целевой аудитории. Идеальный вариант – это построение ассортиментной матрицы еще до открытия магазина. Это позволит изначально определить стратегию развития, формата, концепции и позиционирования вашей торговой точки или сети.

Ассортиментная матрица магазина

Содержание:

1. Подготовка к созданию товарной матрицы магазина
2. Формирование ассортиментной матрицы
3. Анализ ассортиментной матрицы магазина

Скачать полезное:

Подготовка к созданию товарной матрицы магазина

Товарная матрица

Формирование ассортимента магазина в некоторых случаях происходит стихийно. Например, вы заметили, что какие-то товары пользуются спросом, и закупаете преимущественно их. Или же вы посмотрели на успешных конкурентов и начали подражать им, причем соревнуясь с ними по ценам.

Еще один вариант – неконтролируемое расширение ассортимента без предварительного анализа затратности и доходности отдельных товарных групп. Однако такие стратегии заставят вас работать себе в убыток и приведут в тупик.

Поэтому важно уделять внимание анализу ассортимента магазина и целенаправленному формированию ассортиментной матрицы для оптимизации товарного ассортимента.

Комментарий эксперта

Как оформлять товары, зависит от того, где их получили: на складе организации-покупателя в случае доставки самим продавцом или в другом месте, предусмотренном договором: на складе поставщика, в порту или на железнодорожной станции. Если организация получает товары на складе и самостоятельно доставляет их, то уполномоченному лицу придется выдать доверенность. Этот документ можно составить по форме № М-2 или № М-2а. Форму № М-2 используют организации, выдающие мало доверенностей. При ее получении сотрудник должен расписаться в отрывной части документа, которая остается у организации. Если доверенностей много, удобнее использовать форму № М-2а. В этом случае заводят книгу учета доверенностей, в которой сотрудник расписывается в получении. С товаром поставщик должен передать получателю сопроводительные документы: накладные, товарно-транспортные накладные, другие документы, подтверждающие количество и качество полученных товаров. При получении товара и оформлении товара есть и другие тонкости.

Ассортиментная матрица магазина (товарная матрица) – это таблица с полным перечнем товарных позиций магазина, составленная в рамках ассортиментной политики. Товарная матрица учитывает особенности дислокации и формата магазина, а также характеристики вашей целевой аудитории.

Идеальный вариант – это построение ассортиментной матрицы еще до открытия магазина. В таком случае подготовка к формированию ассортимента начинается с определения стратегии развития, формата, концепции и позиционирования вашей торговой точки или сети. 

Эксперты рекомендуют обновлять товарный ассортимент не реже раза в полгода. Вряд ли вы будете так часто менять концепцию магазина и, следовательно, переориентироваться на другие группы потребителей. 

Время посмотреть на конкурентов. Выберите три-пять основных соперников, сравните их ассортиментные политики и цены, найдите их конкурентные преимущества. На основе этого анализа определите, чем будет отличаться от них ваш ассортимент.

Читайте также: Как правильно сформировать ассортимент магазина

Эффективно управлять ассортиментом в магазине поможет программа Бизнес.ру Розница. Всегда актуальный отчет по товарным остаткам, быстрое формирование ведомостей для инвентаризации, возможность внедрить гибкую дисконтную систему и многое другое.
Попробуйте весь функционал программы Бизнес.Ру Розница прямо сейчас>>>

Формирование ассортиментной матрицы

Ассортиментная матрица

Сначала вы выбираете товарные группы, которые будут представлены в ассортименте магазина. Затем детализируете каждую группу до конкретных товарных позиций, учитывая предпочтения потребителей. Как только вы определились с товарами и ценами, пора искать подходящих поставщиков. Обеспечьте присутствие в каждом ценовом сегменте товарных позиций одного-трех брендов.

В ассортиментную матрицу, например, целесообразно включить такую информацию о товаре:

  • товарная группа (например, молочная продукция);
  • товарная категория (например, масло, молоко, сметана, сливки, творог, йогурт);
  • ценовая категория (премиум, средняя, эконом);
  • код товара;
  • торговая марка;
  • наименование товарной позиции;
  • расфасовка, упаковка;
  • поставщик;
  • сотрудник, отвечающий за эту категорию (категорийный менеджер);
  • входит ли товар в ассортиментный минимум.

Ассортиментный минимум – это товары, которые всегда должны присутствовать на полках вашего магазина. Их дефицит недопустим. Состав ассортиментного минимума вы определяете на основе спроса.

Чем крупнее бизнес и чем шире товарная номенклатура, тем подробнее ассортиментная матрица. Степень детализации вы устанавливаете самостоятельно – главное, чтобы таблицей было удобно пользоваться.

Если у вас филиалы в разных регионах, при формировании ассортиментной матрицы торговой сети вам придется определиться со степенью унификации либо локализации товарной матрицы. 

Выбор конкретной стратегии будет зависеть не в последнюю очередь от того, насколько вы доверяете своим филиалам и готовы предоставить им самостоятельность, насколько велик риск невыгодных для бизнеса необъективных решений на местах. В любом случае во всех магазинах сети нужно обеспечить постоянное наличие товаров из ассортиментного минимума.

Читайте также: Увеличиваем продажи при помощи зонирования магазина: разбираем на примерах 

Управляйте магазином не выходя из дома при помощи программы Бизнес.Ру Розница. Проверяйте во сколько открылся магазин, контролируйте работу сотрудников и выручку в течении дня. Полное соответсвие 54-ФЗ Попробуйте весь функционал программы для автоматизации магазина.
Попробуйте весь функционал программы для автоматизации магазина Бизнес.Ру Розница>>> 

Анализ ассортиментной матрицы магазина

Составление ассортиментной матрицы

Для точной настройки товарной матрицы нужно определиться, какую роль в вашей стратегии играет тот или иной товар. Ассортимент магазина можно разделить на четыре основные группы:

  • товары-локомотивы;
  • товары-субституты (заменители);
  • дополнительные (сопутствующие) товары;
  • статусные товары.

Товары-локомотивы – это узнаваемая и востребованная продукция, которую вы предлагаете по привлекательной цене (ниже, чем у конкурентов). Ваша наценка на них минимальна, поскольку эти товары продаются не для прибыли, а для привлечения клиентов. 

Товары-субституты – либо более дорогие и прибыльные для вас, либо более дешевые, но высокомаржинальные, по сравнению с товарами-локомотивами. Задача ваших сотрудников – переориентировать клиента с локомотива на выгодный для вас товар-заменитель. 

Статусные товары вы предлагаете, чтобы сбалансировать имидж магазина при использовании товаров-локомотивов. Как правило, товары для статуса продаются меньше всего. Их основная задача – наполнить вашу товарную линейку и обеспечить покупателям выбор.

Читайте также: Мерчендайзинг в 2018 году: все правила, принципы и инструменты для повышения продаж в магазине

Клиентов, в свою очередь, можно разделить на три категории. Первые обойдут все магазины в поисках самой низкой цены. Вторые ищут оптимальное для себя соотношение цены и качества. Третьи нацелены на наилучшее решение своей проблемы (задачи) независимо от цены. Именно на последнюю категорию покупателей ориентированы статусные товары.

Анализ и совершенствование ассортиментной матрицы магазина упростит программа автоматизации торговли. Проанализировав отчеты по спросу и состояние склада, вы поймете, каким образом следует скорректировать товарную линейку магазина.

Ещё почитать на тему эффективной работы с ассортиментом:

1. Как выложить товар и увеличить продажи
2. Потребности покупателя в товаре: как активировать желание
3. Ассортиментная политика торгового предприятия
4. Как повысить продажи с помощью комплекса услуг
5. Увеличиваем продажи при помощи зонирования магазина: разбираем примеры

Не забывайте о возможности больше времени уделять бизнесу, передав часть рутинных функций на аутсорс.


Остались вопросы по теме статьи?

Задайте вопрос эксперту:


Задать вопрос


Программа для розничных магазинов, оптовой торговли, интернет-магазинов и сферы услуг.

  • Торговый и складской учет
  • Интеграция с фискальными регистраторами
  • CRM, заказы и сделки
  • Печать первичных документов
  • Банк и касса, взаиморасчеты
  • Интеграция с интернет-магазинами
  • Интеграция со службами доставки
  • Интеграция с IP-телефонией
  • Email и SMS рассылка
  • КУДиР, налоговая декларация (УСН)

Рекомендации по теме
Мы в соцсетях
×
Требуется регистрация

Зарегистрируйтесь и получайте ответы от экспертов бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!
Это бесплатно и займет всего минуту.

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Бухгалтерский аутсорсинг от создателей журнала «Главбух» — Ваш учет будет вести гуру бухгалтерии!

Посмотреть цены Оптимизировать налоги

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.