Новый Бизнес.Ру

Валовая маржа: что это и как ее рассчитать

  • 7 февраля 2019
  • 123

Залог успеха любого бизнеса – прибыль, размеры которой позволяют владельцу оставаться «на плаву». Этому способствует грамотный расчет важнейших экономических показателей, основным из которых считается валовая маржа. Что означает этот термин, как рассчитать маржу и насколько она важен при оценке конкурентоспособности фирмы, расскажем в статье.

Валовая маржа: что это и как ее рассчитать

Маржа – обобщенное понятие, подразумевающее разницу между определенными показателями. Один из наиболее распространенных видов – валовая маржа или гросс-маржа.

Валовая маржа – формула расчета

Валовая маржа представляет собой разницу между общей выручкой, полученной компанией от реализации определенного объема продукции, и переменными расходами на производство этого количество товара. Может фигурировать под различными терминами: маржинальный доход, сумма покрытия, маржинальная прибыль. Это важнейший показатель, демонстрирующий способность выручки от реализации товаров или услуг покрывать затраты на их производство - расходы на сырье, топливо, электроэнергию, зарплату сотрудникам.

Рассчитывается гросс-маржа по формуле:

GP = TR – VC,

  • где GP – показатель валовой маржи;
  • TR – выручка;
  • VC – переменные расходы.

Для расчета выручки используют формулу:

TR = P x Q,

  • где Р – стоимость товара (услуги) в денежном выражении,
  • Q – количество единиц реализованного товара.

Пример: Компания выпустила торговые витрины – 120 штук, стоимость 1 единицы товара – 5300 руб. Переменные расходы на производство этой партии товара составили 215800 руб.

Рассчитываем общую выручку:

TR = 120 Х 5300 = 636 000 (руб.)

Валовая маржа рассчитывается как:

GP = 636 000 – 215 800 = 420 200 (руб.)

Валовая маржа – оценочная величина, которая может выражаться в процентах (Кмд) или в денежном эквиваленте. Расчет маржи обычно происходит в конце отчетного периода (месяц, квартал, год).

Подробнее о том, как рассчитать разные виды маржи, читайте в статье Как посчитать маржу в процентах.

Коэффициент маржинального дохода

Коэффициент валовой маржи – основной показатель управленческого учета. Он помогает установить долю валовой маржи конкретного товара в общей сумме выручки. Этот показатель применяется в процессе анализа себестоимости продукции и позволяет определить, насколько выручка от реализации способна покрыть расходы на ее производство. Чем выше эта цифра, тем больше способность бизнеса приносить прибыль на каждый вложенный рубль. Для того, чтобы подсчитать маржу, обратитесь к опытному бухгалтеру или доверьте эту работу специалистам на аутсорсе.

Для расчета коэффициента маржинального дохода (МД) используется формула:

Кмд = GP/TR Х 100 %

  • где Кмд – коэффициент маржинального дохода,
  • GP – показатель валовой маржи;
  • TR – выручка.

Пример: Компания, изготавливающая торговое оборудование, выпустила на рынок 3 вида новой продукции. Необходимо рассчитать Кмд каждого товара для определения эффективности их производства и реализации.

  1. Торговая витрина: цена реализации – 5300 руб., количество реализованных товаров – 120 штук, переменные расходы (VC) – 215 800 руб. (TR = 5300 Х 120 = 636 000).
  2. Стойки торговые: цена реализации – 2150 руб., количество реализованных товаров – 850 штук, переменные расходы (VC) – 1 230 500 руб. (TR = 2150 Х 850 = 1 827 500)
  3. Торговые островки: цена реализации – 28 800 руб., количество реализованных товаров – 13 штук, переменные расходы (VC) – 195 500 руб. (TR = 28 800 Х 13 = 374 400).

Для расчета Кмд используем формулу: GP/TR Х 100 % или (TR – VC)/TR Х 100 %

(636 000 – 215 800)/636 000 Х 100 = 66 %

(1 827 500 – 1 230 500)/1 827 000 Х 100 = 32 %

(374 400 – 195 500)/374 400 = 47 %

Таким образом, максимальный коэффициент маржинального дохода получен от производства и реализации торговых витрин, минимальный – у торговых стоек. Но во всех случаях он находится в пределах нормы. Для промышленности этот показатель составляет минимум 20 %, для торговли – не должен быть ниже 30 %.

Коэффициент может меняться под воздействием двух основных факторов:

  • Увеличение или уменьшение стоимости реализации;
  • Изменение размеров переменных затрат (например, из-за повышения цен на топливо).

Для увеличения Кмд необходимо либо повысить отпускные цены на продукцию, либо сократить объемы переменных затрат.

Валовая маржа: в чем отличия от прибыли и наценки

Наценка, валовая маржа и валовая прибыль – эти термины часто путают даже опытные предприниматели, считая их равнозначными понятиями. На самом деле у этих показателей есть отличия.

Валовая прибыль определяется путем вычета из валового дохода всех сопутствующих расходов.

Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой, полученной от реализации, и переменными затратами на производство этих товаров.

Наценка (добавочная стоимость) – разница между конечной ценой товара и его себестоимостью (производство) или между закупочной и отпускной стоимостью (торговля).

Таким образом, отличия маржи от прибыли:

  1. По сравнению с прибылью, которая представляет собой чистый доход предприятия, финансовый результат его деятельности, валовая маржа относится к оценочным факторам.
  2. Для расчета показателя прибыли из суммы доходов отнимают общую сумму всех затрат, для маржи – только переменных, их размер зависит от производственного процесса.
  3. Показатель маржи всегда выше показателей прибыли. При этом оба значения прямо пропорциональны друг другу. То есть, если повышается маржа, то, соответственно, растет и прибыль.
  4. Валовая прибыль демонстрирует финансовую успешность компании в общем, валовая маржа – помогает определить наиболее рентабельный вид производства и оптимальные объемы выпуска конкретных товаров.

Читайте также: В чем разница между маржой и прибылью?

Чем отличается маржа от наценки:

  1. Максимальный показатель наценки ничем и может составлять 100, 200, 300 % и более. Показатель валовой маржи не может достигать 100 %.
  2. При расчете наценки за основу берется себестоимость товара, при определении валовой маржи – общий доход (выручка) компании.
  3. Показатели прямо пропорциональны друг другу (растет один, увеличивается и другой), при этом маржа не может быть выше наценки.

Более подробно отличия поясняются в статье Чем маржа отличается от наценки?

Валовая маржа как конкурентное преимущество компании

Коэффициент валовой маржи не отражает полного финансового результата деятельности компании, но при этом позволяет оценить ее конкурентные преимущества. Для этого пользуются следующими показателями:

  • Свыше 40 % - компания располагает долгосрочными преимуществами перед конкурентами, отражая эффективную деятельность менеджеров.
  • От 20 до 40 % - нормальный показатель, не гарантирующее конкурентных преимуществ (либо они нестабильны).
  • Менее 20 % - показатель серьезных проблем, наличие которых – повод изменить производственные процессы или политику ценообразования.

Как валовая маржа помогает в оценке эффективности организации, узнаете из статьи Оценка эффективности склада: 5 ключевых критериев, которые должен знать каждый владелец розничного магазина.

Повышение валовой маржи не всегда сопровождается увеличением прибыли. Она падает, если:

  • У компании накопились долги;
  • На предприятии разрабатывают новый вид продукции;
  • Возникла необходимость в обновлении средств основного производства.

В этих случаях экономическое состояние предприятия может ухудшиться, несмотря на высокие показатели валовой маржи.

Три месяца бухгалтерского, кадрового учета и юридического сопровождения БЕСПЛАТНО. Торопитесь оставить заявку, предложение ограничено.


Остались вопросы по теме статьи?

Задайте вопрос эксперту:


Задать вопрос


Бухгалтерский аутсорсинг

  • Удобный чат с бухгалтером
  • Прием документов по фотографии
  • Напоминания об уплате налогов
  • Гарантия
  • Кадровое делопроизводство
  • Сдача отчетов в налоговую
  • Согласование договоров

Посмотреть цены

Рекомендации по теме
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
×

Оцените преимущества нашего бухгалтерского обслуживания. Сейчас самый удачный момент для этого:

 
Получить

Нажмите кнопку или звоните на 8 (800) 550-96-82 (звонок бесплатный)
Гость, мы дарим вам скидку 25% на целый год бухгалтерского обслуживания — Получить
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.