Новый Бизнес.Ру

Франчайзинг: основные понятия и виды

  • 29 января 2019
  • 77

Отсутствие успешного предпринимательского опыта – повод задуматься о приобретении франшизы. Какие преимущества у этого направления, кто такой франчайзер и как выбрать франшизу – расскажем в статье.

Франчайзинг: основные понятия и виды

Сама суть термина «франчайзинг» и его определение прослеживается в дословном переводе – «льготное предпринимательство». Для тех, кто делает первые шаги в бизнесе, это действительно можно назвать определенной привилегией. Открыть свое дело и сразу начать на нем хорошо зарабатывать способны немногие, особенно при высокой конкуренции.

Франчайзинг: основные термины и понятия

Франчайзинг, если называть это простыми словами, - форма деловых партнерских отношений, при которой крупная организация делегирует свободному бизнесмену права на использование своей модели бизнеса.

Сторона, предоставляющая права на франшизу и продающая ее, называется франчайзером. Как правило, речь идет об успешно действующих на рынке сетях – их бренды раскручены и узнаваемы, а товары или услуги пользуются стабильным спросом. Заключая соглашения с предпринимателями, головные предприятия тем самым расширяют зону действия бизнеса, создавая разветвленную сеть зависимых малых фирм.

Франчайзер и франчайзи – это участники сделки, заключающие договор, объектом которого становится франшиза - собственно, сама бизнес-модель, возможность вести экономическую деятельность на определенных условиях.

Франчайзи – индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, приобретающее франшизу или, по сути, лицензию - а вместе с ней обязательства вести бизнес так, как предписано в договоре.  

Помимо права на использование товарного знака, франшиза предполагает предоставление следующих возможностей:

  • Пакет методических пособий по ведению бизнеса;

  • Технологии производства;

  • Обучение на льготных условиях;

  • Поставка оборудования в лизинг;

  • Тренинги для наемных работников др.

Франчайзинг – понятие, подразумевающее оплату предоставляемых прав. Она включает:

  • Паушальный взнос – единовременный фиксированный платеж, вознаграждение за приобретение товарного знака.

  • Роялти – регулярные отчисления за право пользоваться франшизой, выплачиваются раз в месяц.    

В целом система франчайзинга – это организационная структура, участники которой являются обладателями франшизы данного бренда.

Читайте также: Как открыть бизнес по франшизе.

Виды франчайзинга

Различают несколько направлений франчайзингового бизнеса. Чаще других встречаются два варианта:

  • Прямой – реализация франшизы напрямую предпринимателю или компании, которые выступают в роли франчайзи. Предполагает тесное сотрудничество между сторонами, заключившими сделку. Эта схема приемлема в отношении местных компаний. Но если франчайзер – международная организация, могут возникнуть проблемы из-за большой удаленности. Поддержка франчайзи, которым необходимо принимать во внимание особенности ведения бизнеса с учетом региона, в этом случае осложняется.

  • Мастер-франшиза. Оптимальный вариант для международной франчайзинг компании. Головная компания передает права на развитие франчайзинговой системы в конкретной стране одной компании. Владелец такой лицензии имеет право сам продавать франшизу, контролируя деятельность других франчайзи.

В зависимости от направления деятельности компании различают такие типы франчайзинга:

1.   Товарный – предполагает получение права на реализацию товаров определенной марки или бренда.

2.   Промышленный – возможность самостоятельно производить продукцию по фирменной технологии и осуществлять продажу.

3.   Сервисный – оказание определенного вида услуг, предусмотренных франчайзинговым договором.

4.   Деловой или бизнес-франчайзинг – подразумевает реализацию лицензии на право пользования товарным знаком компании-франчайзера. Франчайзи получает возможность продавать товары и услуги под этой маркой.

Франчайзинг: преимущества и недостатки

На первый взгляд франшиза привлекательна для всех участников франчайзинговой сделки.  Для крупной компании это возможность быстро расширяться в разных регионах, что повышает узнаваемость бренда. Для предпринимателя – шанс быстро открыть стабильный и проверенный бизнес с гарантированной прибылью. По сравнению с открытием собственного дела с нуля риски минимальны.

В дополнение к этому, франчайзинговая компания – это и другие плюсы для франчайзи:

  • Оптимизация расходов на рекламу, разработку маркетинговой стратегии – все необходимые материалы предоставляет правообладатель франшизы.

  • Готовая база клиентов и поставщиков.

  • Всесторонняя поддержка со стороны франчайзера: профессиональные консультации, обучение персонала, тренинги, предоставление необходимых материалов и пособий.

  • Отсутствие необходимости в содержании большой управленческой сети.

  • Большие скидки на расходные материалы, сырье, оборудование.

  • Исключение конкуренции со стороны других предпринимателей, владеющих этой франшизой. Франчайзер устанавливает четкие границы для ведения бизнеса.

Франчайзинг и франшиза таят в себе и недостатки, основные среди них:

  • Отсутствие свободы действий. Франчайзер устанавливает цены на свою продукцию, корпоративные стандарты, утверждает поставщиков, партнеров – франчайзи не вправе менять никакие условия, иначе головная компания расторгнет договор.

  • Стоимость франшизы. Она складывается из паушального взноса и роялти и варьируется в пределах от 10 000 руб. (малоизвестные проекты) до миллиона долларов (сеть ресторанов Макдональдс, магазин одежды Zara).

  • Зависимость от результатов деятельности франчайзера. Если головная компания терпит крах, то же самое происходит и с владельцами франшизы.

  • Ограниченный срок действия договора. По его окончании франчайзи уходит из бизнеса.

Как купить готовый бизнес: выбираем франшизу

Согласно статистическим данным, в России действует около 1500 продавцов франшиз – есть из чего выбирать. Чтобы определить подходящий для себя вариант, важно не только четко оценить свои финансовые возможности, но и определить направление деятельности – торговля, производство, сфера услуг.

Познакомьтесь с наиболее привлекательными вариантами в статье: Выгодные франшизы: обзор актуальных предложений.

Что касается стоимости, то она не всегда зависит от раскрученности бренда. Например, франшиза известного во всем мире ресторана быстрого обслуживания Subway обойдется в 12 000 долларов (паушальный взнос). А вот сотрудничество с российской сетью ресторанов «Шоколадница» потребует для начала 70 000 долларов.

При выборе франшизы опирайтесь на рекомендации опытных участников рынка:

1.      Выбирайте нишу, в которой будете чувствовать себя комфортно. Но при этом учитывайте специфику спроса и предложений в конкретном регионе.

2.      Узнайте больше о товарах или услугах компании-франчайзера, станьте его клиентом. Низкое качество продукции – повод подыскать другого партнера.

3.      Тщательно проверяйте репутацию контрагентов. Изучите финансовые показатели, требуйте юридическую документацию: если товарный знак не имеет регистрации в Роспатенте – покупка такой франшизы представляет огромный риск. Оценить состояние дел компании поможет внимательный анализ документов, предоставляемых контрагентами. Узнайте, как налажен бухучет в компании, ведется ли отчетность, правильно ли составлены договоры. Проконтролировать эту сторону сотрудничества вам помогут специалисты сервиса Главбух Ассистент.

4.      Уточните дату основания компании: если запуск франчайзинговой сети происходит через год после регистрации бизнеса, это тревожный знак.

5.      Узнайте мнение действующих франчайзи. Общение с ними позволит узнать о размерах прибыли, о реальной поддержке со стороны франчайзера, о подводных камнях бизнеса. Если франчайзер отказывается предоставлять список своих франчайзи – это повод отказаться от сотрудничества.

Вам также может пригодиться информация из статьи Новые франшизы 2018 года.

Учтите, что известные компании серьезно подходят к выбору партнеров. Поэтому важно и себя показать с лучшей стороны. А вот если франчайзер не интересуется вашим опытом и репутацией, а открыто навязывает сотрудничество, гарантируя высокие прибыли, не спешите подписывать договор.

Основные пункты договора: на что обратить внимание

Обещания франчайзера, не отраженные в письменном виде, не имеют никакой силы. Помните об этом при оформлении договора коммерческой концессии – он составляется при покупке франшизы. Обязательные пункты:

  • Предмет договора – конкретный торговый бренд, который должен быть зарегистрирован в Роспатенте.

  • Территориальные границы, в которых франчайзи имеет право работать.

  • Размер вознаграждения, график внесения регулярных отчислений.

  • Объем передаваемых франчайзи прав и обязанностей.

  • Меры поддержки, которые обязуется оказывать франчайзер.

  • Возможность приобретателя заключать договоры субконцессии (передача комплекса прав третьим лицам).

  • Срок действия договора, условия расторжения.

Более подробно о составлении документа читайте здесь: Договор франчайзинга: образец и типичные ошибки.

Договор может содержать и дополнительные условия, например, ограничение в поиске помещений, выборе поставщиков. К таким пунктам следует относиться внимательно – они способны ухудшить положение франчайзи. Тщательно изучите договор: если что-то в нем непонятно – требуйте разъяснений или наймите профессионального юриста.

Избежать ошибок и грамотно оформить документы вам помогут в аутсорсинговой компании.

После подписания договор коммерческой концессии необходимо зарегистрировать в Роспатенте – иначе он считается недействительным. Чтобы подготовить все документы для регистрации и разобраться в особенностях ведения бухгалтерии в новом бизнес-проекте, не растрачивая попусту личное время, воспользуйтесь помощью специалистов на аутсорсе.

Три месяца бухгалтерского, кадрового учета и юридического сопровождения БЕСПЛАТНО. Торопитесь оставить заявку, предложение ограничено.


Остались вопросы по теме статьи?

Задайте вопрос эксперту:


Задать вопрос


Бухгалтерский аутсорсинг

  • Удобный чат с бухгалтером
  • Прием документов по фотографии
  • Напоминания об уплате налогов
  • Гарантия
  • Кадровое делопроизводство
  • Сдача отчетов в налоговую
  • Согласование договоров

Посмотреть цены

Рекомендации по теме
Гость, мы дарим вам скидку 25% на целый год бухгалтерского обслуживания — Получить
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.