Новый Бизнес.Ру

Финансовая отчетность предприятия

  • 22 марта 2019
  • 184

Финансовая отчетность предприятия – основной источник информации, который позволяет дать объективную оценку бизнесу: определить стабильность организации, степень ее надежности, платежеспособность. Как правильно составить финансовую отчетность предприятия и какие требования предъявляются к документу, расскажем в статье.

Финансовая отчетность предприятия

Назначение финансовой отчетности

Сведения, содержащиеся в финотчетности, помогают установить, насколько эффективно велась финансово-хозяйственная деятельность на предприятии, спрогнозировать его дальнейшее развитие, потребность в дополнительных финансовых вливаниях. Отчетность компании представляет интерес сразу для нескольких групп потребителей:

  • Внутренние – непосредственно владельцы бизнеса, руководители предприятия, должностные лица, отвечающие за развитие компании. Большинство управленческих решений базируется на результатах анализа данных, которые содержатся в финансовой отчетности.
  • Внешние – субъекты, прямо или косвенно заинтересованные в развитии предприятия: акционеры, партнеры по бизнесу, инвесторы, кредиторы, представители налоговой службы. Используют отчетность для получения информации о прибыли компании, оценки платежеспособности, надежности.

Еще одна группа потребителей – организации, которые защищают и представляют интересы владельцев компании: аудиторские компании, представители государственной власти, профсоюзы, пресса. Отчетность фирмы позволяет сделать заключение о достоверности предоставляемых данных, составить сравнительный анализ итогов деятельности компаний в отдельной отрасли, осуществлять контроль методов учета.

В составлении финансовой отчетности участвует множество документов, поэтому очень важно, чтобы в организации существовала отлаженная и четкая схема бухгалтерского учета. Если в компании нет штатных бухгалтеров, можно передать функции бухучета на аутсорс. Это удобно, выгодно и надежно.

Составление финансовой отчетности предприятия: какие предъявляются требования

Требования, предъявляемые к документу, определены в Положении по бух. учету «Бухгалтерская отчетность организации». Согласно ПБУ 4/99, составляемая на предприятии отчетность должна соответствовать следующим параметрам:

  1. Достоверность – документ должен содержать максимально полную и соответствующую действительности информации о финансовом состоянии компании, его структура и содержание должны соответствовать национальным стандартам бухучета.
  2. Нейтральность – исключает возможность формирования отчетности с целью удовлетворения интересов определенной группы пользователей, для достижения конкретных результатов.
  3. Существенность – означает необходимость внесения в документ всех существенных показателей, которые отражают экономическое состояние организации. Даже если они не предусмотрены типовыми формами отчетности предприятия. Существенными считаются сведения, отсутствие которых негативно скажется на достоверности отчетности.
  4. Целостность – предусматривает необходимость отражения сведений о хозяйственных и финансовых операциях, которые осуществляются во всех подразделениях предприятия, в т. ч. и его филиалах.
  5. Последовательность – означает постоянство содержания и формы бухгалтерской отчетности в каждом отчетном периоде. Любое изменение методов отчетности должно быть обосновано и утверждено заранее.
  6. Сопоставимость – предполагает наличие в отчетности показателей, позволяющих сравнивать их с аналогичными данными за предыдущий период. Это значит, что в документе должны присутствовать сведения и за отчетный, и за предшествующий ему периоды.
  7. Соблюдение отчетного периода – отчётный год в любой организации совпадает с календарным: начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.
  8. Правильное оформление – составление документов финансовой отчетности предприятия в соответствии с формальными принципами: информация предоставляется на русском языке, суммы указываются в рублях, обязательна подпись руководителя и гл. бухгалтера.

С правилами заполнения документов можно ознакомиться здесь: Бланки и образцы документов, инструкция по их заполнению и скриншоты образцов

Состав и структура финансовой отчетности компании

Состав и формы бухгалтерской финансовой отчетности предприятия установлены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ. Все составляющие финансовой отчетности взаимосвязаны и отражают различные аспекты экономических операций.

В соответствии с его положениями, в состав годовой отчетности должны быть включены:

1. Бухгалтерский баланс. Составляет основу финансовой отчетности предприятия. Содержит информацию об активах и пассивах компании, собственном капитале и финансовых обязательствах. Отражает финансовое и имущественное состояние предприятия на отчетную дату (в денежном выражении).

Правильно составленный бухгалтерский баланс - залог не только полноценной финансовой отчетности, но и успешной работы всей организации. Доверить составление бухбаланса можно специалистам сервиса Главбух Ассистент. Они сформируют все необходимые документы, решат вопросы с налоговой и помогут с кадровым делопроизводством.

Подробно о том, как грамотно составить бухгалтерский баланс, рассказывается в статье Бухгалтерский баланс предприятия: правила заполнения, примеры, бланки.

2. Отчет о прибылях и убытках. Включает сведения о доходах и расходах предприятия нарастающим итогом за весь отчетный период.

3. Приложения к перечисленным выше документам:

  • Отчет о движении денежных средств. Демонстрирует разницу между притоком и оттоком финансовых средств.
  • Отчет об изменениях капитала. Содержит сведения о движении капитала – уставного, добавочного, резервного, а также данные о размерах нераспределенной прибыли. Отражает изменения в собственном капитале компании.

4. Пояснительная записка. Содержит важную информацию, не отраженную в других формах бухгалтерской отчетности предприятия: оценку деятельности компании в отчетном периоде, динамику существенных финансовых результатов, эффективность используемых ресурсов.

5. Заключение аудиторской компании. Доказывает достоверность присутствующих в отчетности данных (если по закону компания подлежит аудиту). Включает результаты проверки и анализ экономической деятельности компании, рекомендации по корректировке неточностей.

Аудит финансовой отчетности: цели и задачи

Точность сведений, представленных в отчетных документах, имеет значение и для внутренних, и для внешних пользователей. Независимая проверка финансовой отчетности предприятия или аудит позволяет подтвердить или опровергнуть достоверность содержащейся в ней информации, определить ее соответствие законодательным нормам.

Задачи аудита:

  • Проконтролировать точность заполнения всех форм отчетности – состава, структуры, содержания;
  • Выявить возможные искажения, ошибки, допущенные при составлении документа;
  • Проверить полноту отраженных в годовой финансовой отчетности предприятия хозяйственных операций;
  • Определить соответствие внесенных в документ цифр реальным показателям;
  • Выяснить качество функционирования собственных систем внутреннего контроля на предприятии.

Специалисты по аудиту используют в работе комплекс проверочных мероприятий: фактический и документальный контроль, расчетно-аналитические методики. По результатам проверки составляется аудиторское заключение – официальный документ, отражающий независимое мнение эксперта о достоверности отчетности предприятия. Структура заключения и его содержание установлены ст. 6 ФЗ №307.

Краткое содержание документа:

  • Информация о заказчиках аудиторской проверки;
  • Сведения об объекте, чья финансовая отчетность подлежала проверке;
  • Данные об эксперте, который осуществляет аудит;
  • Перечень документов, подвергшихся проверке с указанием даты предоставления;
  • Заключение специалиста о достоверности предоставленных сведений;
  • Итоговое заключение о результатах аудита, рекомендации.

Помимо этого, в документе могут быть отражены другие моменты, на которые аудитор посчитал необходимым обратить внимание руководителя предприятия. Эксперт подробно описывает все обнаруженные нарушения и предлагает варианты их корректировки. Отсутствие аудиторского заключения при сдаче отчетности грозит штрафными санкциями.

Автор: Ирина Климакина

Три месяца бухгалтерского, кадрового учета и юридического сопровождения БЕСПЛАТНО. Торопитесь оставить заявку, предложение ограничено.


Рекомендации по теме
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.