Новый Бизнес.Ру

Кассовые операции: правила и порядок проведения в 2019 году

  • 12 декабря 2018
  • 67

Редкий предприниматель ведет только безналичные расчеты. Как правило, в своей деятельности к наличке, как средству платежа прибегают все организации. При работе с наличными деньгами действуют обязательные к соблюдению регламенты, но для ИП и малого бизнеса в отдельных случаях есть послабления. Как правильно проводить кассовые операции в 2019 году - разберем в статье.

Кассовые операции: правила и порядок проведения в 2019 году

Ведение кассовых операций: общая организация

Выполнение кассовой дисциплины обязательно для предпринимателей при использовании ими в обороте наличных денег. При этом инструкцией для ООО и ИП служат правила ведения кассовых операций, устанавливаемые финансовым регулятором - центробанком. К кассовым относятся операции, когда принимаются, выдаются банкноты или монеты и оформляются подтверждающие эти действия документы (указание ЦБР №3210-У).

Кассовая дисциплина подразумевает соблюдение:

  • ведения кассовой документации;
  • лимита остатка налички в кассе;
  • предела наличных платежей между хозяйствующими субъектами;
  • расхода наличных поступлений.

Лимит остатка в кассе

До начала операций с наличкой необходимо установить максимальную сумму средств, разрешенную к хранению в кассе по завершении работы – лимит остатка. Лимит определяется самостоятельно с учетом планируемых денежных потоков в кассе (поступление и расход за день) и утверждается внутренним распоряжением (приказом). Если у ООО есть обособленные подразделения, работающие с наличкой, необходимо установить лимиты в кассе по каждой структуре и потом уже определить итоговый общий лимит.

Аккумулирование денег сверх лимитированного остатка запрещено. Исключение составляют:

  • дни выплат пособий, зарплаты;
  • работа в выходные, праздничные дни.

Сверхлимитные остатки сдаются в банк на счет.

Читайте также о том, как правильно определить лимит остатка, исходя из специфики своего бизнеса.

Расчетно-кассовые операции

Операции в кассе осуществляет кассовый работник, который назначается приказом. Кассира необходимо ознакомить с должностной инструкцией под личную подпись. Если кассиров несколько, на одного возлагается исполнение обязанностей старшего. При незначительном объеме, операции по кассе руководитель ООО может осуществлять самостоятельно, бухгалтерский учет можно передать на аутсорс.  

Операции с наличными фиксируются документально. Для этого предусмотрены:

  • кассовые ордера по приходу 0310001 и расходу 0310002;

  • кассовая книга для учета поступления и выдачи 0310004;

  • книга учета принятых и выданных денег 0310005 (если есть старший кассир);

  • ведомости для выплат зарплаты расчетно-платежная 0301009 и платежная 0301011.

Все формы унифицированы Госкомстатом (постановления от 18.08.1998 г. №88, от 05.01.2004 №1). Оформление разрешено на бумаге или электронно. Для подтверждения операции кассиру выдается печать.

Лимиты и цели расхода наличности

Предел расчетов наличкой между хозяйствующими субъектами также регулируется Центробанком. Ллимит оплаты по одному договору, включая дополнительные соглашения составляет  100 000 рублей (указание ЦБФ №3073-У с 01.06.2014 г.). Кассовая дисциплина в 2018 году по порядку ведения кассовых операций в этой части не менялась и на сегодня этот лимит актуален.

При исчерпании 100 000 рублей по одному договору, рассчитываться необходимо через расчетный счет. Предел наличных платежей не распространяется на расчеты с физлицами (не ИП), на выдачу подотчетных средств, зарплаты и социальных пособий.

Указанием №3073-У запрещено расходовать выручку, принятую в кассу, помимо направления на следующие цели:

  • зарплата и пособия социального характера;

  • страховые возмещения физлицам при уплате ими страховой премии в кассу;

  • личные траты для ИП;

  • оплата работ/услуг и товаров (исключая ценные бумаги);

  • выдача под отчет своим работникам;

  • возврат за товар, неполученную услугу/работу, которые были оплачены наличкой;

  • выдача банковскому платежному агенту на текущую деятельность.

Не забывайте о возможности больше времени уделять бизнесу, передав часть рутинных функций на аутсорс.

Посмотреть цены

Контроль и учет кассовых операций

Оформлением и подписанием кассовых документов занимаются:

  • главный бухгалтер;

  • бухгалтер/кассир/иное должностное лицо, назначенное директором;

  • сам директор, если отсутствуют главбух и бухгалтер.

У кассира должны находиться образцы подписей, уполномоченных визировать кассовые документы (если они оформляются на  бумаге). При электронном варианте оформления, документы подписывают электронными подписями, после чего исправления вносить уже нельзя.

Кассир материально ответственен за вверенные ему деньги и совершаемые операции в кассе. В связи с этим обязателен договор о полной материальной ответственности с кассовым работником, согласно которому он должен возместить ущерб, если виноват в растрате (постановление Минтруда и соцразвития от 31.12.2002 г. № 85; ст. 242-244 ТК).

По завершении работы, кассиром выводится и записывается остаток в кассовой книге, сверяется с фактическим остатком в кассе на основании проведенных приходных и расходных операций, запись в кассовой книге заверяется подписью. Если операций не было, записи не производятся. Обособленная структура кассовую книгу ведет самостоятельно, отправляя по внутренней установленной процедуре откопированный лист.

Ежедневно главный бухгалтер сверяет кассовую книгу с документами (ордерами, ведомостями) и визирует подписью факт проверки. Контролировать кассовую книгу – обязанность главного бухгалтера или руководителя при отсутствии главбуха. Главным бухгалтером (директором) заверяются и авансовые отчеты сотрудников, получающих деньги под отчет. Выдача под отчет осуществляется только после письменного распоряжения директора.

Каждая операция отражается в учете бухгалтерской проводкой по счету 50 «Касса». Дополнительно можно вести субсчета с выделением операционной кассы и т.п. ИП и ООО сами организовывают сохранность денег в кассе, их транспортировку, процедуру ревизий. Для дополнительного контроля можно проводить внешнюю ревизию кассовых операций, в этом деле поможетбухгалтерская аутсорсинговая компания.

Упрощенные требования для ИП и малого бизнеса

Указанием 3210-У даются некоторые послабления в кассовой дисциплине ИП и организациям, относящимся к малому бизнесу (закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ). Упрощенный режим позволяет:

  • ИП и малым предприятиям не устанавливать лимит остатка в кассе.

  • ИП, учитывающим для расчета налога доходы, расходы, другие конкретные показатели, обходиться без кассовой книги и кассовых документов.

Кассовые операции с 1 июля 2018

Основные изменения в 2018 году связаны с поэтапным внедрением онлайн-касс. По закону №290-ФЗ, с 1 февраля 2017 года ККТ разрешалось применяться только через оператора фискальных данных, а с 1 июля 2017 года необходимо было начать использовать новую ККТ, пробивая чеки через онлайн-кассы. С июля 2018 года нововведения по кассовым операциям при использовании онлайн-кассы уже касались организаций и ИП, которым ранее - в прежней редакции Закона №54-ФЗ, разрешалось работать без ККТ.

Подробнее о применении онлайн-кассы читайте здесь:

Сроки перехода для ИП на УСН.
Сроки перехода для ИП на ЕНВД.
Особенности для интернет-магазина.

Санкции за нарушение денежно-кассовых операций

За несоблюдение требований кассовой дисциплины финансово наказываются как должностные лица, так и сама организация. Штраф составляет (ст. 15.1 КоАП) 4000-5000 рублей на должностное лицо, 40 000-50 000 рублей на юрлицо в случаях:

  • совершения платежей с организациями сверх лимита 100 000 руб.;

  • неоприходования наличности;

  • несоблюдения сохранности денег;

  • образования сверхлимитного кассового остатка.

При нарушениях применения онлайн-кассы штрафы следующие:

  • расчеты без применения ККТ – от 1/4 до 1/2 от платежа (мин. 10 тыс. руб.) на должностное лицо, от 3/4 до полной величины платежа (мин. 30 тыс. руб.) на организацию;

  • несоответствие ККТ нормативным требованиям – 1,5-3 тыс. рублей на должностное лицо, 5-10 тыс. рублей на организацию;

  • невыдача чека – 2 тыс. рублей на должностное лицо, 10 тыс. рублей на организацию.

Не забывайте о возможности больше времени уделять бизнесу, передав часть рутинных функций на аутсорс.


Остались вопросы по теме статьи?

Задайте вопрос эксперту:


Задать вопрос


Бухгалтерский аутсорсинг

  • Удобный чат с бухгалтером
  • Прием документов по фотографии
  • Напоминания об уплате налогов
  • Гарантия
  • Кадровое делопроизводство
  • Сдача отчетов в налоговую
  • Согласование договоров

Посмотреть цены

Рекомендации по теме
Да, это бесплатно!

— Регистрируйтесь и качайте!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Займет минуту
Зарегистрироваться
Финансовая страховка от бухгалтерских ошибок — в 2019 году эта опция будет уже просто у всех.

Подключить

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.