Новый Бизнес.Ру

Построение бизнес моделей: метод Александра Остервальдера

  • 13 ноября 2018
  • 98

Чтобы при создании стратегии компании не блуждать в потемках, важно уметь анализировать текущую ситуацию и прогнозировать будущее. Построение бизнес моделей помогает подойти к этому процессу новаторски и рационально. Один из наиболее популярных подходов сегодня — бизнес модель по Остервальдеру.

Построение бизнес моделей: метод Александра Остервальдера

Кто такой Остервальдер и зачем нужно построение бизнес моделей?

Когда человек собирается в путешествие, он обычно составляет план. В план вы вносите то, что возьмете с собой, какой маршрут выберете, куда и когда придете.

Шаблон бизнес модели — это и есть план путешествия под названием «собственное дело». С его помощью вы намечаете, что нужно для начала и продолжения, как дело будет развиваться, что хотите получить, и что оно принесет окружающим. Само понятие «бизнес-модель» появилось в 40-х годах прошлого века и включает в себя описание структуры, финансов, операций, продуктов, конкурентов, ценностей. Причем описание дается с учетом развития во времени. Понятие с точки зрения истории молодое, и исследователи направления говорят на разных языках, хотя теории стратегии и планирования бизнеса известны давно.

Александр Остервальдер, швейцарский теоретик бизнеса и предприниматель, описывая построение моделей, попытался унифицировать этот процесс и сделать понятным и простым даже начинающих.

Читайте Бизнес-план: как составить самостоятельно

Шаблон модели — нарисуйте бизнес сами

Особенность бизнес модели по Остервальдеру в наглядности и модульности процесса разработки плана. Предшествующие теории представляли собой многостраничные и не всегда структурированные описания стратегии и тактики. Швейцарский исследователь использовал современные тенденции: шаблонность, инфографичность, краткость, стикеры, визуализацию.

Возможно, этому помог тот факт, что Ив Пинье, руководитель дипломной работы Александра и соавтор книги «Построение бизнес моделей», специализируется на информационных системах управления. Компьютерные системы базируются на построении алгоритмов, которые представляют собой четкую систему структуры и действий.

Получилась своего рода большая инфографика, на которой видно сразу всю картину.

Построение бизнес моделей: метод Александра Остервальдера

Шаблон состоит из 9 блоков, которые нужно заполнить с помощью личных усилий собственника, команды, сотрудников и даже клиентов. Несколько слов о каждой из частей.

Блок 1. Потребительские сегменты. Здесь выделяют компании, работающие на массовый рынок или узкую нишу. Есть те, кто ориентирован на несколько ниш, каждая из которых отличается по клиентским запросам. Причем, эти ниши могут быть связаны друг с другом, а могут совсем не пересекаться по клиентам.

Блок 2. Предложение ценности. Это описание причин, почему клиент приходит именно к вам, а не к конкурентам. Среди ценностей выделяют новизну, эффективность, персональное предложение, надежность, дизайн, статус, стоимость, удобство, безопасность, экономию, доступность.

Блок 3. Каналы сбыта. К ним относится торговые агенты, интернет, магазины — оптовые, фирменные, партнерские, розничные. К каналам сбыта причисляют не только точки, где покупатель получает товар, но и способы, при помощи которых потребитель узнает о предложении. Также в понятие каналов сбыта входит вся инфраструктура по доставке товара от продавца к покупателю.

Читайте также: Методы прогнозирования продаж для бизнеса

Блок 4. Клиентские отношения: поддержка, сообщество, совместное создание продукта, автоматическое обслуживание, VIP программы, самообслуживание.

Блок 5. Источники доходов: разовые покупки, реклама, лизинг и аренда, абонентская плата, регулярные покупки без периодичности, партнерские программы, комиссионные за посредничество, продажа прав собственности, лицензии, плата за сервис и т.д. Кроме описания самих потоков в блоке отражают механизм формирования цены — будет ли она фиксированная, свободная, есть ли сезонность или акции и т.п.

Блок 6. Основные ресурсы. Это материалы, деньги, научная ценность или сотрудники. Здесь важно определить, будете ли вы пользоваться собственными источниками или же станете получить их на основе заимствований или аутсорса.

Блок 7. Область деятельности: производство, сервис, агрегаторы или площадки.

Блок 8. Ключевые партнеры: неконкуренты, стратегическое партнерство, совместная деятельность, поставщики.

Блок 9. Издержки бывают постоянные и переменные. Можно ориентироваться на уменьшение затрат, а можно предоставлять большую ценность за дополнительные деньги. Экономия обычно происходит за счет масштаба или диверсификации.

Обязательно прочитайте: Александр Остервальдер, Ив Пинье «Построение бизнес моделей».

Не забывайте о возможности больше времени уделять бизнесу, передав часть рутинных функций на аутсорс.

Посмотреть цены

Бизнес модель по Остервальдеру: как применять для развития малого бизнеса

Хотя книга приводит в пример бизнес модели многонациональных гигантов, таких как Lego или Google, предложенная авторами идея выгодна стартапам и малым предприятиям.

Первая причина — доходчивость изложения материала. Авторы объясняют свою теорию и способы ее реализации очень простым языком. Часто свое дело открывают люди, которые в силу молодого возраста, недостатка финансов, проживания в «глубинке» не имеют достаточной подготовки для предпринимательства. Как раз для людей без базовых знаний по маркетингу, управлению и финансам построение бизнес модели важно в первую очередь, и книга станет для них основным гидом.

Вторая причина — незначительные требования к ресурсам при создании плана. Когда стратегию разрабатывает крупная компания, она может себе позволить внешних консультантов, полноценные отделы маркетинга и целый офис менеджеров со степенями МВА и дипломами Гарварда.

Если за стратегию садится индивидуальный предприниматель, все, что у него есть — идея, руки и голова. Для того, чтобы построить бизнес модель по Остервальдеру, этого достаточно: рисуете на стене шаблон и начинаете творить.

Кто-то может возразить, что предприниматель-одиночка, как правило, по горло завален работой и у него нет времени на построение бизнес-моделей. На самом деле силы, потраченные на разбор собственного бизнеса, приносят гораздо больший результат, чем ежедневная бумажная работа. Стоит подумать о том, чтобы делегировать часть рутинных дел профессионалам на аутсорсе и освободить время для структурного анализа собственного проекта.

Не обязательно описывать структуры своего бизнеса за один день или в результате мозгового штурма. Самый удобный подход — распечатать или нарисовать большой пустой шаблон, который можно повесить на стену в офисе, положив рядом фломастеры и разноцветные стикеры.

Настольная книга стратега и новатора — такое определение используют авторы «Построения бизнес моделей». Хотя не всех людей можно отнести в эти категории, познакомить с концепцией следует максимум сотрудников.

В описываемой идее очень важное значение придается тому, что успешный бизнес должен отличаться от других, поэтому чем больше соберете оригинальных идей на старте, тем проще сможете дифференцироваться от конкурентов. Для этого к построению бизнес модели по Остервальдеру привлекайте всех своих единомышленников, поощряя их прикреплять к шаблону свои идеи и замечания по мере появления. Если в начале бизнеса вас не много, попробуйте получить идеи от знакомых, клиентов или наблюдений за другими (лучше всего из иных сфер деятельности).

Другие подходы к построению бизнес моделей

Авторы книги «Построение бизнес моделей» — не единственные, кто пытается систематизировать данные и выстроить работоспособный инструмент описания деятельности компаний.

Питер Друкер больше 20 лет назад ввел понятие теорий бизнеса, которые должны описывать рынок, окружение, способы получения дохода, анализ своих слабостей и преимуществ. Пол Тиммерс создал 11 бизнес-моделей для электронной коммерции. Модели Майкла Льюиса сводят все бизнес-планы к финансовой модели получения дохода.

Подход Джоан Магретта в некотором роде близок к теории Друкера и информационным технологиям Ива Пинье: она предлагает описывать друкеровские составляющие компании при помощи компьютерного моделирования. В частности, бизнес модели Джоан используют в качестве шаблона электронные таблицы. Клэйтон Кристенсен, создавая стратегии роста предприятий делает упор на принципиальные прорывные новшества, клиентский сервис, ключевые резервы.

Автор Легкий Сергей

Не забывайте о возможности больше времени уделять бизнесу, передав часть рутинных функций на аутсорс.


Остались вопросы по теме статьи?

Задайте вопрос эксперту:


Задать вопрос


Бухгалтерский аутсорсинг

  • Удобный чат с бухгалтером
  • Прием документов по фотографии
  • Напоминания об уплате налогов
  • Гарантия
  • Кадровое делопроизводство
  • Сдача отчетов в налоговую
  • Согласование договоров

Посмотреть цены

Рекомендации по теме
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.