Отсутствие стабильности в российской экономике отразилось на малом бизнесе. Пока одни компании банкротятся, для других открываются новые возможности и перспективы. Бизнес.ру попытался определить, какой бизнес актуален и наиболее устойчив в кризисных условиях.
Актуальность любого бизнеса – понятие размытое. Совершенствуются технологии, меняется отношение потребителя к продукции, на рынке появляются новые конкуренты. Чтобы не попасть «под каток» банкротства, важно максимально точно определить, какой бизнес открыть, чтобы было выгодно и сейчас, и потом.
Вне зависимости от экономической ситуации существуют факторы, влияющие на рентабельность бизнеса и его актуальность в той или иной ситуации. Среди них:
-
количество жителей в населенном пункте. Направление, перспективное в мегаполисе, может оказаться провальным, если попытаться развивать его в городе с населением 20 тыс. человек.
-
конкурентная среда. Большое количество конкурентов сократит шансы на успех.
-
приблизительные доходы населения, их потребности и мировоззрение. Определив истинные потребности потенциального потребителя, проще определить, какой бизнес сейчас актуален.
-
развитость сферы, в которой вы планируете начать деятельность, на территории вашего региона.
Существуют отрасли, которые традиционно считаются выгодными – торговля, строительство, сети быстрого питания. Но конкуренция в этой сфере невероятно высока. Ниже описаны несколько направлений, которые остаются актуальными вне зависимости от внешних обстоятельств, но не отличаются высоким порогом вхождения в бизнес. Они остаются привлекательными и актуальными и в 2018 году.
Читайте также: Как начать свой бизнес с нуля: 7 актуальных идей 2018 года
Фермерское хозяйство
Импортозамещение дало толчок развитию сельского хозяйства. С 2014 года государство активно поощряет актуальный бизнес, но желающих попробовать силы в этом перспективном направлении по-прежнему дефицит.
Инвестиции, сроки окупаемости, рентабельность
Актуальных направлений в этой сфере – огромное количество. Под деятельность крестьянско-фермерского хозяйства попадают следующие отрасли:
- Животноводство – козы, свиньи, овцы, кролики и даже экзотика, например карликовые коровы;
- Птицеводство – куры-несушки, бройлеры, гуси, перепелки, страусы;
- Рыбоводство – форель, зеркальный карп, сом, осетр, щука;
- Пчеловодство;
- Выращивание овощей, фруктов, ягод.
Сумма финансовых вложений в этой сфере меняется в зависимости от конкретного вида бизнеса и его масштабов. Самых больших инвестиций (около 3-4 млн рублей) потребует развитие мясомолочной фермы на 40-50 голов. С минимальными затратами (около 100-150 тыс. рублей) можно открыть бизнес по выращиванию овощей в открытом грунте, разведению перепелов или кроликов.
Читайте также: Разведение раков - выгодно или нет?
Сезонность - важный фактор в фермерском хозяйстве. Сезонности в большей степени подвержены растениеводство и пчеловодство, зато окупаются они быстрее, чем животноводство. Например, период окупаемости при открытии своей фермы крупного рогатого скота составляет в среднем 3 года при рентабельности около 35%. Выращивание овощей – при условии подходящего климата – окупится в течение 10-12 месяцев. Показатель экономической эффективности достигает 60-70%.
Использование новых технологий и регулярное обновление оборудования помогут повысить рентабельность. Если не сдавать мясомолочную продукцию или овощи оптовым перекупщикам, а заниматься переработкой самостоятельно, можно увеличить прибыль. Однако для этого в придется вложить деньги в организацию цеха.
Читайте также: Бизнес в деревне. 7 идей, которые позволят хорошо заработать
Особый режим налогообложения
Специально для предпринимателей, работающих в сельском хозяйстве, существует особый режим налогообложения — ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Налоговая ставка для ИП и ООО на ЕСХН составляет 6%. ЕСХН значительно упрощает жизнь фермерам: они освобождаются от уплаты взносов за имущество, доходы, а также от налога на добавленную стоимость.
ИП на ЕСХН смогут вести бухгалтерию самостоятельно, особенно на начальном этапе. По мере развития бизнеса и увеличения оборота бухгалтерские функции можно будет передать аутсорсинговой бухгалтерской компании. В этом случае лучше воспользоваться услугами компании с хорошими отзывами, например Главбух Ассистент
Производство пищевых продуктов
Конкуренция в этой сфере высока, поэтому следует учитывать несколько нюансов:
- стандарты качества. Отечественный рынок переполнен низкопробной продукцией. Современные технологии позволяют снижать себестоимость готового товара с помощью дешевых заменителей. Но именно вкусная, качественная и натуральная еда — один из самых стабильных трендов на рынке, даже в условиях кризиса;
- Правильный выбор продукта. Нужно тщательно проанализировать продуктовый рынок в регионе, где вы планируете начать свое дело. Хлебобулочные изделия выпускают десятки пекарен, но далеко не во всех могут быть необычные сорта хлеба — например, бездрожжевого, кукурузного или картофельного.
- Надежные поставщики и постоянный рынок сбыта. Прежде, чем открывать цех кисломолочной продукции с мощностью переработки 10-20 тонн молока в месяц, найдите тех, кто будет регулярно поставлять вкусное молоко в таких объемах.
Инвестиции, сроки окупаемости, рентабельность
Среди востребованных видов пищевого производства:
- мини-пекарни;
- производство полуфабрикатов (пельмени, вареники, манты);
- цех кисломолочной продукции (живые йогурты).
Читайте также: Как открыть пекарню с нуля
Затраты на производство могут варьироваться, но в целом пищевое производство — среда, требующая обязательных инвестиций. Для запуска мини-пекарни потребуется не менее 500 000 рублей, большая часть из них — на покупку оборудования и аренду помещения. Показатель рентабельности при удачно выбранной нише достигает 50-55 %, период окупаемости — 1,5 года.
Открытие небольшого цеха полуфабрикатов обойдется в сумму 1000-1200 тыс. рублей. Главное – приобрести качественное оборудование, в первую очередь холодильники и мясорубки. При хорошем раскладе рентабельность предприятия составит 43-45 %. Вложенные средства отобьются за 12-15 месяцев.
Производство кисломолочной продукции – затратная сфера. Маленький цех открывать нет смысла – важно предложить потребителю широкий выбор йогуртов, сметаны, кефира. Главная особенность – выпускать «живой» продукт с небольшим сроком хранения. Товаров, способных храниться без холодильника месяцами, на прилавках магазинов и без того хватает. Затраты – минимум 3-4 млн руб. Окупится производство за 2,5-3 года. Рентабельность колеблется в пределах 40-60 % в зависимости от ассортимента.
Читайте также: Бизнес-план детского сада
Детские учреждения
С тех пор, как за второго ребенка в России стали выдавать материнский капитал, рождаемость в стране повысилась. А вот количество детских садов и других дошкольных образовательных учреждений не отвечает потребностям. Если и в вашем городе прослеживаются подобные проблемы, то открытие частного детского сада – это то, что сейчас актуально.
Плюс идеи в том, что на начальных порах даже не потребуется искать дополнительное помещение – подойдет ваша квартира. Но только в том случае, если она соответствует всем необходимым требованиям. А их немало: нормы площади и планировки, размер санузла, наличие отдельной зоны для приема пищи и т. д. Минус - при открытии детсада в квартире рентабельность, как правило, низкая. Количество детей, которых вы можете набрать в группу, очень ограничено. А вот риск того, что другим жильцам не понравится такое соседство, весьма высок.
Помимо детского сада востребованы и другие учреждения для детей:
- группа раннего развития;
- детский центр развлечений;
- школа рисования и т. д.
Инвестиции, сроки окупаемости, рентабельность
Финансовые затраты зависят от того, где открывается детский сад и сколько человек будет его посещать. Частный детский сад на дому (группа в 6-8 человек) обойдется в 100-150 тыс. руб. Деньги понадобятся на покупку необходимой мебели, посуды, постельного белья, игрушек.
Но лучше начинать с нормальной базы – отдельного помещения, рассчитанного минимум на 30-50 детей. В этом случае расходы увеличатся до 1500-2000 тыс. руб., но и рентабельность бизнеса составит около 20-22 %. Окупится проект примерно за 1 год.
Открытие школы раннего развития также возможно в квартире или отдельном помещении. Первоначальные затраты невелики: аренда помещения, мебель, принадлежности для занятий. На старте потребуется около 200-300 тыс. руб. Сроки окупаемости 3-6 месяцев, а рентабельность – около 23-25 %. Опираясь на эти цифры, будет проще понять, насколько детский сад как бизнес выгоден в 2018 году.
Видео в тему: как открыть стартап
Актуальные направления бизнеса
Сфера деятельности | Инвестиции (руб.) | Рентабельность (%) | Срок окупаемости |
Фермерство | от 100 тыс. до 3-4 млн | от 35 до 70 | 1-3 года |
Выпуск продуктов питания | от 500 тыс. до 2-4 млн | от 40 до 60 | 1-3 года |
Детские развивающие учреждения | от 200 тыс. до 1,5-2 млн | от 20 до 25 | 6-12 мес. |
Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.