Торговля и Склад онлайн
Попробовать бесплатно

Контроль государства над бизнесом: технический прогресс или чрезмерное давление?

119
Контроль государства над бизнесом: технический прогресс или чрезмерное давление?
ЕГАИС, перспектива введения онлайн-касс, снос нестационарных торговых объектов в центре Москвы – 2016 год запомнится малому бизнесу надолго. К чему приведет полная автоматизация учета предприятий: к формированию прозрачной среды и честной конкуренции или выдавливанию с рынка наименее сильных игроков?

Дмитрий Хомутинин, эксперт по алкогольной отчетности компании СКБ Контур:

– Любая организация, которая занимается оборотом алкоголя, скажет, что эта отрасль сейчас слишком «зарегулирована» государством. С этим сложно не согласиться, тем более что цель регулирования – пополнить бюджет за счет акцизных сборов, а не упростить работу бизнеса. Но уход с рынка продаж алкоголя «слабых игроков» – это скорее побочный эффект «зарегулированности». А вот основной итог – массовую автоматизацию – можно назвать позитивным.

Узнайте, на какую помощь государства может рассчитывать малый бизнес в 2016 году

Организации с суммовым учетом, которые раньше считали автоматизацию ненужным или дорогим удовольствием, сейчас обязаны подключиться к ЕГАИС, обновить оборудование. Основные затраты уже сделаны: купили компьютер в торговую точку, подключились к интернету, скоро купят «умную» онлайн-кассу и фискальный регистратор. У таких организаций есть все предпосылки, чтобы постепенно автоматизировать товароучет, сделать бизнес-процессы проще и эффективнее.

Антон Еликов, собственник, Мерката:

– Сами по себе и ЕГАИС, и онлайн-кассы на уровне принципиальной идеи – благо для экономики.

Причина появления ЕГАИС – желание государства обеспечить собираемость акцизов. ЕГАИС в рознице появился как ответ на то, что производители алкогольной продукции покупают, например, 1000 акцизных марок у государства, а выпускают 2000 бутылок, плодя так называемые «зеркальные» марки. Работают не 2 смены, а 4. В результате бюджет недополучает по оценкам различных экспертов 50-100 млрд руб.

Проблема, с которой рынок столкнулся при внедрении ЕГАИС в оптовом и розничном звене, заключается в низком качестве проработки процесса, в «тяжести» получившейся архитектуры и в тотальной закрытости регулятора от диалога с бизнесом в процессе подготовки и запуска. С крупными компаниями еще какой-то диалог поддерживался, но малый бизнес никто слушать не хотел. А ведь возможности «Магнита» и магазинчика возле дома сильно отличаются…

Также на качество итогового результата повлияло явное наличие «интересантов», которые поддерживали закрытость процесса от рынка. Это ведь очень странно, что регулятор не захотел облегчить себе процесс запуска системы за счет использования уже выданных ключей электронной подписи? А ведь они есть у всех предприятий, так как отчетность подписывается и сдается в электронном виде уже давно.

Причин появления закона об онлайн-кассах три:

1. Борьба с однодневками и «обналом». Опять же вопрос про наполняемость бюджета.
2. Переход от тяжелого в администрировании НДС на легкий в администрировании налог с продаж.
3. Упразднение огромной структуры внутри налоговой, которая занимается постановкой касс на учет и прочими операциями, связанными с ККТ.

С причинами все в порядке!

Надо отметить, что в изначальном варианте, который предлагался Минфином и на основании которого проводился пилотный проект в прошлом году, и реализация была на «отлично»! В той схеме подразумевалось, что кассу можно развернуть хоть на смартфоне, а чеки печатать на обычном принтере. Неизменность фискальных данных обеспечивалась подписанием чековых данных квалифицированной электронной подписью. Точно так же неизменность данных сейчас обеспечивается при электронном документообороте накладными, счетами-фактурами и другими юридически значимыми документами.

Но как же традиционная для всей контрольно-кассовой техники ЭКЛЗ (электронная кассовая лента защищенная)? По оценкам экспертов выручка производителей ЭКЛЗ составляет 7-10 млрд руб. и они явно не хотели бы ее потерять. Чем еще можно объяснить появление отрицательного отзыва на успешный эксперимент от профильного ведомства?

В результате инициативы со стороны интересантов вместо красивой схемы мы получили ту же схему, что есть сейчас (только ЭКЛЗ заменили на фискальный накопитель). Но замена ЭКЛЗ на ФН – это полбеды. Большая часть касс подлежит полной замене, так как они имеют устаревшую архитектуру и обеспечить передачу данных в сторону операторов фискальных данных не могут.

Налоговый вычет, который был спешно придуман (но не продуман) предполагается только для тех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые ранее были освобождены от применения ККТ. Остальным участникам предстоит произвести переоснащение за свой счет.

А ведь для успешности этих инициатив и сохранения нервов и денег предпринимателей есть всего три простых правила, которые стоило бы вспомнить при создании законодательных актов:

1. Изменение должно нести пользу экономике/обществу. Размер пользы должен быть четко определен.

2. Реализация новой схемы и переходный период должны быть продуманы и максимально облегчены. Здесь стоит воспользоваться опытом интернет-компаний, которые тратят значительные ресурсы на UX/UI, чтобы при использовании сервисов у пользователя все получалось легко и не нужно было бы смотреть в инструкцию пользователя (их сейчас и нет нигде) или звонить в техподдержку.

3. Исполнение закона должно быть проще, чем применение обходных маневров. Помните историю про то, как сделать так, чтобы окурки кидали в урну для окурков и ничего более туда не кидали, а мусор кидали в урну для мусора и при этом туда не попали бы окурки?

С первым пунктом в нашем случае все в порядке.

С третьим пунктом также все относительно понятно. В нашем случае ограничивающий фактор в виде штрафов присутствует. Проблема лишь в том, что пункт номер 2 всегда страдает из-за интересов «третьей стороны». А ведь если позаботится о нормальной проработке второго пункта, то вполне вероятно, что третий (в виде штрафов и санкций) просто не понадобится.

Альфир Бакиров, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области:

– 2015 год вопреки ожиданиям не стал переломным для малого и среднего бизнеса. На фоне позитивных решений, которые принимались в том числе и президентом страны, вступили в силу федеральные законы, которые постоянно держали предпринимателей в состоянии стресса. Это внедрение системы «Платон», ЕГАИС, онлайн-касс, попытка внедрения концессионных соглашений в ЖКХ, борьба с нестационарными торговыми объектами. Все эти «нововведения» постигли бизнес в один год, причем кризисный. В результате волны возмущения и вмешательства в том числе региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей часть решений притормозили, но многие вопросы пока еще остаются открытыми. Ситуация усложняется не только кризисными явлениями, которые наметились в стране, но и неэффективными решениями, принимаемых властными структурами разных уровней. Это создает у предпринимателей ощущение неуверенности в своем будущем и отсутствия перспективы.

В выступлениях на различных форумах и конференциях политики, экономисты, представители общественности выдвигают тезисы о том, что малый и средний бизнес в современных условиях должен получить дополнительный импульс, чтобы вывести страну из кризиса. Таким импульсом, по мнению главы государства, могут стать новые механизмы поддержки малого и среднего бизнеса, определение приоритетных направлений развития предпринимательства и активность внутри регионов.

При этом, в силу отсутствия ясных перспектив, бизнес не торопится вкладывать деньги в инвестиционные проекты, полностью переходить на прозрачные схемы отчетности, повышать заработную плату своим работникам, а местные органы власти не имеют прямой заинтересованности в развитии малых предприятий на своей территории.

Сейчас, как никогда, бизнесу нужна скоординированная, слаженная и выверенная позиция власти и всех структур, имеющих отношение к экономическому блоку.

Алексей Прыгин, заместитель генерального директора «МаксиПост»:

– С одной стороны, перевести все на электронную взаимосвязь с налоговыми органами – дело благое, направленное на то, чтобы усилить контроль над кассовыми операциями. Предполагается, что на тех, кто не предоставляет своевременно информацию о совершенных продажах с фискального накопителя, то есть, работает «мимо кассы», будут налагаться штрафы. Сложно поспорить – инициатива замечательная, особенно с учетом того, что на нашем курьерском рынке компаний, которые сегодня не соблюдают кассовую дисциплину, достаточно много.

Другими словами, в итоге всех этих преобразований платеж мимо кассы проводить уже будет гораздо сложнее, а значит, серый бизнес будет постепенно вымываться, а на рынке – восстанавливаться нормальная здоровая конкуренция. Риск для бизнеса состоит в том, что, если исполнение закона не будет жестко контролироваться, все закончится как всегда: законопослушные компании, которые и так выполняют все предписания и исправно платят налоги, взвалят на свои плечи огромную финансовую нагрузку, связанную с заменой кассовых аппаратов. А те, кто не выполнял, так и не будут этого делать.



Живое общение с редакцией



Опрос

Вы платите торговый сбор?

  • да 11.11%
  • нет, пользуемся льготами 22.22%
  • нет, ведем торговлю не в Москве 22.22%
  • нет, не ведем торговлю 44.44%
Другие опросы

Рассылка

© 2016 Business.ru – интернет-издание об эффективности вашего бизнеса

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Business.ru. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность по законодательству РФ.