Торговля и Склад онлайн
Попробовать бесплатно

Алексей Головченко, «Деловая Россия»: «Российский алкогольный рынок переживает не лучшие времена»

208
Алексей Головченко, «Деловая Россия»: «Российский алкогольный рынок переживает не лучшие времена»
Рынок алкоголя в России стремительно падает – виной тому снижение покупательской способности населения, рост акцизов, внедрение ЕГАИС, как следствие – уход из отрасли мелких игроков. Что ждет рынок в ближайшем будущем? Рассказывает Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», глава комиссии по ОРВ и регуляторным отношениям генерального совета «Деловой России».

– Алексей Васильевич, что происходит на российском алкогольном рынке?

– Алкогольный бизнес в России переживает не лучшие времена. И дело не столько в экономических пертурбациях, сколько в политике государства в отношении этого сектора. Происходящее на российском алкорынке на первый взгляд может показаться нелогичным и бессистемным. Но если разобраться, логика во всех даже непопулярных инициативах и решениях есть – понятная с точки зрения государства и опасная для бизнес-сообщества в частности и общества в целом.

Так, на протяжении нескольких последних лет законотворцы пытаются найти баланс между необходимостью регулировать алкогольный рынок и адекватной оценкой возможностей малого бизнеса. В результате одна за другой появлялись противоречивые законодательные инициативы.

– Одна из самых обсуждаемых и сложных тем для розницы – внедрение ЕГАИС...

– До 1 июля 2016 года все торговые точки, реализующие алкоголь, должны подключиться к этой системе учета спиртного. В противном случае штраф: 15 тыс. рублей для ИП, 200 тыс. рублей для организаций.

Читайте также: "Нужно ли общепиту подключаться к ЕГАИС?"

Напомню, ЕГАИС стала обязательной на алкорынке с 2005 г. И тогда инициатива была резонансной, но затрагивала только крупный бизнес – производителей и импортеров спиртосодержащей продукции. Сейчас госконтроль в алкосфере добрался до малого бизнеса – именно по нему в первую очередь ударило нововведение.

Для большинства розничных точек выполнение норм закона непосильно. Во-первых, работа самой системы не отлажена – зависает, сбоит. На крупных производствах обеспечением работы системы занимается штат специально обученных сотрудников. Для владельцев небольших продовольственных магазинов это непозволительная роскошь. Не говоря уже о магазинах в отдаленных населенных пунктах, где внедрение ЕГАИС даже технически невозможно – нет интернета.

Но на технических вопросах трудности не заканчиваются. На ЕГАИС собственникам придется потратиться: на установку самой системы уйдет немного – 7-10 тыс. рублей. Гораздо дороже обойдется покупка специального оборудования для считывания штрих-кодов и пр. – до 500 тыс. рублей. Нецелесообразные траты для мелкого ритейла и небольших частных пивоварен, годовой оборот которых едва превышает 1 млн рублей. Многие игроки будут просто вынуждены уйти с рынка.

– Государству выгоден уход мелких игроков?

– Оно просто «чистит» рынок: чем меньше участников, тем проще их контролировать. Но при этом законотворцы не видят (или не хотят видеть), что фактически ставят крест на малом бизнесе, который занят в сфере алкоголя. Небольшие магазины, кафе и частные домашние пивоварни – это не только необходимая инфраструктура, зачастую это единственные рабочие места в некоторых населенных пунктах.

И потом – давно известно, чем заканчивается тотальное ограничение продажи безопасного легального алкоголя. Не будет в магазинах его – появится суррогат и продажа из-под полы.

В идеале все должно быть иначе: объем административной и финансовой нагрузки, предусмотренной законами, должен напрямую зависеть от уровня доходов бизнеса. Иначе говоря, обязанности должны быть посильными, а не загоняющими в угол, как это стало с введением ЕГАИС для малого бизнеса.

– Немало шума наделал и предстоящий запрет полимерной упаковки для пива.

– Тут совершенно не учтены интересы алкогольного и смежного с ним бизнеса по производству ПЭТ-тары. Летом 2013 года группа депутатов вынесла на обсуждение в Госдуме законопроект о запрете ПЭТ-тары. С 1 января 2016 года любой алкоголь крепче 4% и разлитый в пластиковые бутылки объемом более 0,5 литров мог оказаться вне закона. В дальнейшем авторы поправки предлагали полностью отказаться от пластиковой упаковки для таких напитков.

Проект закона долго отлеживался в кабинетах, на первое чтение в Госдуме был вынесен только в 2014 года и успешно его прошел. При этом обязательная процедура оценки регулирующего воздействия в отношении этого законопроекта не проводилась, мнение бизнес-сообщества – продавцов алкоголя и производителей тары для него никто не спрашивал. Впрочем, бизнес и без того бурно отреагировал.

– В чем смысл противостояния игроков алкогольного рынка?

– В Союзе пивоваров непопулярную инициативу связали с лобби главы UC Rusal Олега Дерипаски. Крупнейшие игроки пивного рынка обратились с открытыми письмом к бизнесмену, в котором просили отказаться от идеи, которая негативно сказалась бы на рынке (замена пластиковой упаковки на алюминиевую неизбежно привела бы к удорожанию продукта для конечного потребителя). В ответном письме представители алюминиевого гиганта указывали, что использование ПЭТ-тары не соответствует европейским стандартам качества и безопасности продуктов.

На сегодняшний день в противостоянии двух лобби официальная ничья: второе чтение законопроекта так и не состоялось. Хотя предполагалось, что к вопросу об упаковке для алкоголя депутаты вернутся в этом году во время весенней сессии. Но дело даже не в этом. Жизненно важные для рынка законы пишутся и обсуждаются без участия бизнес-сообщества. Вопрос в том, могут ли участники рынка открыто и легитимно отстаивать свои интересы или же всегда вынуждены подстраиваться под навязанные условия.

– На этом фоне не менее бурно обсуждались вопросы запрета продажи алкоголя через интернет и на первых этажах жилых домов.

– Начиналось все как раз с легализации продаж алкоголя через всемирную сеть. В августе 2015 года Минпроторг предложил разрешить дистанционную продажу алкоголя – то есть через интернет-магазины, у которых есть соответствующая лицензия. Предполагалось, что регулировать сайты по продаже алкоголя будет Росалкогольрегулирование. Фактически это привело бы к увеличению оборота алкоголя. Следовательно, положительно сказалось бы на налоговых поступлениях.

В начале февраля 2016 года инициатива была вынесена на обсуждение в Госдуме РФ. И была тем удивительней, что одновременно с ней предлагалась другая законотворческая инициатива – прямо противоположная – запрет на продажу алкоголя в магазинах, расположенных на первых этажах жилых домов. То есть в магазине рядом с домом нельзя, а через интернет – пожалуйста.

По мысли законотворцев, предложивших эту поправку, алкоголь следовало бы продавать только в крупных специализированных магазинах. Логика опять же понятна: магазинов шаговой доступности много – фактически это треть розницы, торгующей алкоголем. Контролировать их сложно. Гораздо проще сконцентрировать рынок в руках крупных игроков, тем самым упростив госрегулирование.

Впрочем, ни одна из этих двух инициатив так и не была принята. Теперь сложно однозначно сказать, были это реальные попытки дать рынку послабления или ужесточить контроль. Не исключено, что такие спорные законотворческие идеи просто отвлекали внимание игроков от действительно судьбоносных для алкогольного рынка решений.

– Судьбоносные решения – это фактически монополизация алкогольного рынка?

– В марте 2015 года депутаты от «Справедливой России» внесли на обсуждение в Госдуме законопроект о государственной монополии на производство этилового спирта. Документ был забракован думским комитетом по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Но это вовсе не означает, что государство отказалось от идеи алкогольной монополии.

Так, в начале нынешнего года вице-премьер Александр Хлопонин подтвердил: правительство работает над вопросом о введении монополии на спирт. Такое решение чиновники объяснил необходимостью ужесточения контроля над оборотом алкоголя. Консолидация активов уже началась: в январе 2016 г. стало известно, что ОАО «Росспиртпром», единственным акционером которого является государство, приобретает восемь российских спиртзаводов.

Следует ожидать, что в ближайшее время проект закона о монополизации алкогольного рынка будет представлен публично. Процесс запущен: постепенное ужесточение контроля и регулирования, повышение акцизов – в итоге все это может привести к монополизации и «убийству» целой отрасли. Производство и продажа спиртосодержащей продукции станут невыгодны бизнесу, многие предприятия закроются, что приведет к росту безработицы.

– Каковы, на ваш взгляд, последствия передела алкогольного рынка – социальные, экономические?

 – Алкогольный рынок всегда был одним из самых прибыльных бизнесов. В сложившихся экономических условиях, когда нефть и прочие ресурсы теряют свой финансовый вес, государство не может себе позволить упустить возможность пополнять казну за счет вредных привычек населения. Так было всегда – в кризисные времена государство принималось «поправлять дела» за счет табачного и алкогольного рынка.

И здесь только одно большое «но»: не учитывается мнение бизнеса, занятого в сфере производства и оборота алкоголя. Обязательная с 2015 года процедура оценки регулирующего воздействия законопроектов не проводилась ни по одной из резонансных «алкогольных» законотворческих инициатив последних лет. Сейчас идет предвыборная пора. В стремлении заработать побольше баллов депутаты готовы хоть каждый день вносить новые законопроекты – «бешеный принтер» перед выборами становиться особенно активен. Абсурдность одних и глобальность изменений, которая предлагается в других проектах кажется настолько невероятной, что порой даже не вызывает должного опасения со стороны тех, кого касается в первую очередь. Тем сильнее их удивление, когда те регулятивные изменения, которые казались невозможными, вдруг оказываются принятыми и уже требуют соблюдения.

Только вовремя проявленная бдительность и активное вмешательство бизнеса еще на стадии обсуждений через применение процедур ОРВ может повлиять на ситуацию и если не предотвратить принятие опасных для общества решений, то хотя бы минимизировать риск возникновения серьезных последствий.



Живое общение с редакцией



Рассылка

© 2016 Business.ru – интернет-издание об эффективности вашего бизнеса

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Business.ru. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность по законодательству РФ.