Торговля и Склад онлайн
Попробовать бесплатно

Инструкция по приемке товара по количеству и качеству

8942
Инструкция по приемке товара по количеству и качеству
Приемка товаров на складе или в магазине может регулироваться инструкциями, определяющими порядок приемки товаров по качеству и по количеству. Правила приемки товаров снижают риск недостачи при приемке и при дальнейшей инвентаризации. Организацию приемки товара упростит этот материал.

Содержание:

1. Правила приемки товара по количеству и качеству
2. Подготовка к приемке-передаче товара
3. Правила приемки товаров на складе от перевозчиков
4. Приемка товаров на складе
5. Приемка товара по количеству
6. Приемка товара по качеству
7. Акт о недосдаче товара при приемке

Правила приемки товара по количеству и качеству

Правила приемки товаров народного потребления (промтоваров), продуктов, техники и другой продукции, которую вы складируете и продаете, обширны и могут показаться сложными. Однако хорошая организация приемки товаров экономит ваши деньги. Поэтому приемка товаров в магазине и на складе требует вашего особого внимания.

Между заключением контракта с поставщиком и приемкой товаров в магазине или на складе скрывается еще комплекс дополнительных операций, без которых приемка товара не состоится. В первую очередь, нужно согласовать с поставщиками правила классификации груза и маркировки грузовых мест, разделение обязанностей между его и вашими сотрудниками, сроки приемки товаров, способы урегулирования претензий.

Последний пункт важен – нормативные документы, регулирующие приемку товара, не обязательны к применению. Не считаются обязательными и два основных документа в этой сфере – инструкция по приемке товара по количеству П-6 и инструкция по приемке товара по качеству П-7. Поэтому условия приемки-передачи товара, не включенные в контракт и не проясненные заранее, могут стать для вас предметом долгих, нервных и дорогостоящих судебных разбирательств. Даже если вы с контрагентом договорились руководствоваться именно инструкциями П-6 и П-7, проверьте, что еще нужно оговорить отдельно. Не все возможные ситуации учтены инструкциями о порядке приемки товаров.

Читайте также: Порядок проведения инвентаризации товаров

Подготовка к приемке-передаче товара

Спланируйте поставку так, чтобы она не создала вам неудобств. Например, лучше не планировать передачу товара поставщиком на период инвентаризации, поскольку возможности для приемки товаров во время инвентаризации ограничены.

Далее нужно убедиться, что ваши сотрудники, ответственные за приемку, знают о контракте и его основных характеристиках:

  • параметрах закупки – какие товары закупили, какого вида, объема, веса, в какой упаковке или таре;
  • количестве партий товара и сроках поставки;
  • контрольных параметрах для проверки при приемке;
  • наборе необходимых документов для приемки товара;
  • оговоренных правилах взаимодействия с сотрудниками контрагента.

Проще говоря, если вам нужна нормальная приемка заказанного вами товара, обеспечьте готовность склада. В этом поможет программа автоматизации. Вы или ваша служба закупок своевременно вносите в нее информацию о заключенном контракте на поставку. Сотрудники склада, в свою очередь, проводят приемку по четкому алгоритму, имея все необходимые данные для контроля. По результатам приемки статус товара в программе меняется – если все в порядке, он может по плану поступать в продажу, а если нужны корректировки, их тоже можно запланировать и отследить.

Также необходимо определиться, кто организует доставку – вы или поставщик. Если доставка ложится на вас, ее нужно организовать и проконтролировать.

Правила приемки товаров на складе от перевозчиков

С перевозчиками, как и с поставщиками, нужно согласовать место, время и способ передачи товара, ответственных с обеих сторон, комплект необходимых документов и порядок решения спорных вопросов. Сопровождение ваших товаров в пути будет нелишним. Нужно проконтролировать фактические сроки отправки груза и его прохождение через известные вам пункты, в том числе перевалочные, а также через границу и таможню.

По прибытии товара еще до его фактической приемки нужно проверить сохранность груза. Процедура начинается с проверки транспортного средства. Если вагон, фура, контейнеры и т.п. должны быть опломбированы – проверьте наличие и сохранность пломб. Также посмотрите на состояние транспортного средства, нет ли на нем повреждений. Затем убедитесь, что не повреждена ни маркировка груза, ни тара. После этого сверьте наименование товара и другую информацию из транспортной маркировки с документацией на груз.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы. Подробнее о программе >>

Если никаких повреждений на этой стадии не обнаружено, переходите к следующему этапу предварительной проверки. Убедитесь, что соблюдены оговоренные сроки поставки. Проверьте, в каких условиях транспортировали груз – правильно ли он уложен, не нарушен ли температурный режим, обеспечивался ли ваш товар льдом, если это было необходимо, и так далее. Затем произведите осмотр груза. Если перевозчик отказывает вам в пересчете или проверке веса товара, обязательно отметьте это в документах приемки товара.

Приемка товаров на складе

Перед приемкой товара нужно заранее освободить место для организации приемки, наметить и зарезервировать места на складе под прибывший товар. Кроме того, нужно выделить технические средства для погрузки-разгрузки, подготовить сканеры штрихкодов, составить необходимые документы, спланировать работу сотрудников.

Машина с товаром въезжает на склад, направляется к заранее определенному месту разгрузки и проходит визуальную проверку, как описано выше. После того как машина открыта и погрузочно-разгрузочное оборудование подано, начинается разгрузка с визуальным контролем каждой грузовой единицы. Товар проходит предварительную приемку по числу грузовых мест (тарных мест). Дальше оформляются необходимые документы, ваши сотрудники отдают пакет документации представителям поставщика или перевозчика. Затем статус товара меняется в базе данных программы автоматизации – груз считается полученным. После этого происходит окончательная приемка, и товар готовится к хранению.

При предварительной приемке товар пересчитывают и проверяют упаковку на вид. При окончательной приемке грузовые места вскрываются, и проводится приемка товаров по количеству и по качеству.

Приемка товара по количеству

При приемке товаров по количеству фактическая «численность» товаров сверяется с указанной в упаковочных листах, накладных, счетах. Допускается сплошная и выборочная проверка, в ходе которой вскрываются грузовые места – заводские или сформированные поставщиком либо перевозчиком упаковки с товаром. Сплошная приемка по количеству – это вскрытие всех упаковок подряд для пересчета или перевеса товаров. При выборочной приемке по количеству упаковки, которые вскрывают ваши сотрудники, определяются случайным образом. Сколько тарных мест проверять – решать вам. Обычно это зависит от надежности поставщика. Иногда условия такой выборочной проверки включаются в договор поставки.

Приемка товара по качеству

При приемке товаров по качеству проверяется комплектность товара, его состояние и маркировка на нем. Упаковка товара вскрывается, и ваши сотрудники определяют, насколько качественный товар приехал на склад. Для проверки по качеству по умолчанию установлены определенные сроки:

  • 24 часа с момента доставки – для скоропортящихся продуктов;
  • 10 дней после доставки – для остальных товаров, доставляемых в пределах одного города;
  • 20 дней после поставки – для продукции, которая не относится к скоропортящимся товарам и привезена из другого города;
  • специальные сроки для районов Крайнего Севера и приравненных к ним;
  • срок, установленный ГОСТом или техническими условиями, – для товаров, в отношении которых такие условия и стандарты действуют.

Особые сроки приемки товара по качеству можно также прописать в договоре поставки.

Акт о недосдаче товара при приемке

В случае повреждений вагона, фуры, контейнера, в которых приехал груз, а также в случае отсутствия или нарушения пломбы вам придется провести сплошную проверку товара по количеству и по качеству. Затем составляется акт, на основании которого вы сможете предъявить претензии перевозчику или поставщику. Актируется также:

  • любое повреждение или порча товара;
  • несоответствие наименований на грузе и в документах;
  • несовпадение количества или веса товара с заявленным в документах.

Если груз приехал на машине (в том числе фурой), допустимо сделать отметки в товарно-транспортной накладной вместо составления акта.

Данные о недостаче или об излишках при приемке товара вносятся в акт. В случае с недостачей товара при приемке этот документ станет основанием для ваших претензий поставщику. Если недостача обнаружилась в невскрытой заводской упаковке (некомплект), вы предъявляете претензию не только поставщику, но и производителю. Не зная производителя или его адреса, вы направляете два экземпляра акта поставщику, который уже будет разбираться с производителем.  Об излишках вам тоже нужно сообщить поставщику – хотя, возможно, и не захочется.

Если вы установите, что недостача при приемке образовалась из-за чьих-то злонамеренных действий, обязательно сообщите об этом в правоохранительные органы. Порядок здесь такой же, как при обнаружении недостачи в результате инвентаризации. Иначе вы, как минимум, не сможете признать ущерб в налоговом учете.

Смотрите также:

Документальное оформление приемки товара
Контроль остатков товара на складе
Как выложить товар и увеличить продажи?

Программа для розничных магазинов, оптовой торговли, интернет-магазинов и сферы услуг

  • Торговый и складской учет
  • Интеграция с фискальными регистраторами
  • CRM, заказы и сделки
  • Печать первичных документов
  • Банк и касса, взаиморасчеты
  • Интеграция с интернет-магазинами
  • Интеграция со службами доставки
  • Интеграция с IP-телефонией
  • Email и SMS рассылка
  • КУДиР, налоговая декларация (УСН)



Живое общение с редакцией



Опрос

Вы платите торговый сбор?

  • да 11.11%
  • нет, пользуемся льготами 22.22%
  • нет, ведем торговлю не в Москве 22.22%
  • нет, не ведем торговлю 44.44%
Другие опросы

Рассылка

© 2016 Business.ru – интернет-издание об эффективности вашего бизнеса

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Business.ru. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность по законодательству РФ.