Торговля и Склад онлайн
Попробовать бесплатно

Разъяснение закона о регулировании торговой деятельности в Российской Федерации

4007
Разъяснение закона о регулировании торговой деятельности в Российской Федерации
Рассмотрим все, что касается торговой деятельности: взаимоотношения между поставщиками и крупными сетями, государственное регулирование, а также то, чего можно ожидать участникам торговых видов деятельности в ближайшее время в связи с возможными изменениями закона о торговле.

Содержание:

1. Сфера применения закона о торговле
2. Права и обязанности поставщиков товаров и магазинов (торговых сетей)
3. Оплата за поставленный товар
4. Когда государство может регулировать цены
5. Антимонопольные правила
6. Проекты изменений закона о торговле в 2016 году

Сфера применения закона о торговле

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ регулирует основные моменты, связанные с торговлей в стране: правила, принципы взаимоотношений участников и т. д. Закон принят 28 декабря 2009 года и действует поныне со всеми изменениями дополнениями.

Этот закон регулирует не всю торговлю, он не распространяется на:

  • Внешнеторговую деятельность, то есть на операции по экспорту и импорту товаров.
  • Специально организованные торги: например, закупки для государственных нужд и другие специальные закупки регулируются отдельными законами.
  • Работа розничных рынков тоже не подпадает под действие 381-го закона.
  • Купля-продажа ценных бумаг, недвижимости, энергетических ресурсов и оборудования для энергетических отраслей – для всего этого есть отдельные законы.

Закон о торговле регулирует, главным образом, торговлю продовольственными товарами в магазинах, торговых сетях, а также отношения между поставщиками этих товаров и магазинами (сетями). Закон о торговле также помогает осуществлять антимонопольную деятельность, бороться с нечестной конкуренцией и осуществляет надзор в этих областях.

Права и обязанности поставщиков товаров и магазинов (торговых сетей)

Те, кто организует процесс торговли, самостоятельно определяют основные параметры своей торговой деятельности:

  • Как торговать – оптом, мелким оптом, в розницу.
  • Торговая деятельность в магазине, на специальных выставках, на ярмарках, осуществлять доставку или нет, внедрять ли дистанционную торговлю.
  • Специализированная или универсальная торговая деятельность – продавать только один вид продукта или универсализировать продажи, например, организовать универсальный магазин, супермаркет.
  • Определяют ассортимент продаваемой продукции.
  • Торговая деятельность в собственной или арендованной торговой точке.
  • Определяют режим работы магазина, необходимое торговое оборудование под конкретную торговую точку.
  • Решают, как информировать покупателя о товарах, услугах и о персонале магазина, а также как осуществлять собственные рекламные и маркетинговые мероприятия.
  • Самостоятельно занимаются ценообразованием: устанавливают любые цены на продаваемые товары, руководствуясь влиянием рыночных факторов и собственными коммерческими рисками. Исключением могут быть товары и услуги, цены на которые регулирует государство – перечень этих товаров и услуг, а также правила их продажи устанавливаются отдельными правовыми актами, чаще всего постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и регионов.
  • Торговцы также самостоятельно определяют условия договоров, заключаемых с контрагентами, например, с поставщиками и другими.

Все эти параметры торговой деятельности определяет собственник торгового бизнеса. Если же торговая точка находится в государственной или муниципальной собственности, все эти пункты регулирует соответствующий орган власти.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы. Подробнее о программе >>

Открытость информации. И поставщик продуктов, и торговая точка должны беспрепятственно обеспечивать друг друга всей информацией, касающейся сотрудничества: условия выбора контрагента, условия договоров, информация о продуктах, в том числе сертификаты соответствия и качества. Эта информация должна быть размещена на сайтах компании, либо быть предоставлена в течение двух недель по запросу.

Вознаграждение за закупку (ретро-бонус). По закону № 381-ФЗ поставщик может заплатить торговой точке вознаграждение за то, что магазин выбрал именно этого поставщика, а не другого. Максимальная сумма вознаграждения – 10 % от суммы поставки. Сумма ретро-бонуса может быть включена в цену поставки, то есть, для торговой точки в себестоимость. На кошельке же обычного покупателя это вознаграждение не скажется: на окончательную цену на прилавке оно повлиять не может.

Кроме того, поставщик определенных продовольственных товаров не может таким способом «поблагодарить» магазин за то, что тот выбрал его: это касается товаров из специального перечня социально важных продуктов питания (см. ниже).

Реклама и продвижение. Магазин (торговая сеть) может не только купить у поставщика товар для последующей реализации у себя, но и включить этот товар в план своих рекламных и маркетинговых мероприятий, то есть, прорекламировать чужой товар. Например, включить тот или иной бренд в собственный рекламный ролик. Либо еще что-то сделать для продвижения товара, например, выставить его в местах лучшей проходимости.

Все дополнительные услуги по рекламе, маркетингу, мерчендайзингу должны оказываться по отдельным договорам: в договор поставки включать эти условия и суммы нельзя. Также недопустимо, чтобы торговая сеть (магазин) навязывала поставщику оказание платных рекламных и промо-услуг.

Оплата за поставленный товар

Если торговая точка оплачивает поставщику поставленные продовольственные товары не сразу в момент поставки, а позже, то по закону максимальные сроки оплаты привязываются к срокам хранения продуктов. Если на товар установлен срок хранения до 10 дней, то и максимальный срок оплаты за товар тоже ограничен десятью днями со дня поставки (приемки) товара. Если срок хранения от 10 до 30 дней, то магазин с поставщиком должен рассчитаться не позднее, чем через 30 дней со дня поставки. Если же срок годности товара больше 30 дней или если речь идет об алкоголе, то магазин (торговая сеть) должен рассчитаться с поставщиком в течение 45 дней.

Срок для расчета по закону № 381-ФЗ может быть и увеличен. Дело в том, что поставщик вместе с товаром должен передать в магазин сопроводительные документы – накладные, счета-фактуры, сертификаты и так далее. Если поставщик передает эти документы не сразу, а задерживает, то и срок, в течение которого с поставщиком должны рассчитаться за товар, увеличивается на время задержки.

Когда государство может регулировать цены

Общее правило: продавец сам устанавливает цены на все. Но в некоторых случаях государство тоже может регулировать ценообразование: устанавливать максимальные или наоборот минимальные цены, наценки и скидки на какие-то товары. Но в каждом отдельном случае для этого нужно, чтобы был принят отдельный закон или другой нормативный документ.

Кроме этого, Правительство РФ своим постановлением (№ 530 от 15 июля 2010 года) установило список некоторых продуктов питания – мясо, некоторые овощи, масло, вермишель, мука, хлеб и др., всего 24 наименования. И если вдруг в каком-то регионе или сразу в нескольких регионах цена на какой-то товар из этого списка в течение месяца поднимется более, чем на треть, например, из-за возникшего дефицита, то государство может на этот товар установить максимальную цену, выше которой продавец установить не сможет. Правда, это ограничение может длиться не более трех месяцев.

Антимонопольные правила

Они касаются торговых сетей и поставщиков в торговые сети. Участникам торговой деятельности запрещено устанавливать какие-либо дискриминационные правила, которые, не позволяют тому или иному участнику войти на рынок или наоборот вынуждают его покинуть. Нельзя навязывать контрагенту условия, диктовать какие-то требования по заключению договоров.

Если в каком-то регионе (районе) доля продаж продовольственных товаров торговой сети превышает 25%, то этой торговой сети расширяться дальше, открывая новые торговые точки, нельзя.

Проекты изменений закона о торговле в 2016 году

Многие считают, что действующий ныне закон о торговле дает много лишних преференций ритейлу. В этом убеждены, кстати, не только поставщики, что неудивительно, но и многие законодатели: в Госдуму периодически вносятся проекты изменений в закон о торговле.

К примеру, существующая рассрочка по расчетам за поставленную продукцию по сути является бесплатным кредитованием торговых сетей. Главным образом, предлагаемые изменения, если будут приняты, коснутся уменьшения сроков рассрочки по платежам за поставки. Также может быть уменьшен уровень ретро-бонуса с нынешних 10% до 3%, а есть предложения снизить и до 1 %. Пока эти изменения в стадии проектов.

Смотрите также:

Как повысить продажи в розничной торговле с помощью дополнительных услуг
Как составить уникальное торговое предложение: 6 простых правил
Как правильно заполнить журнал работника мелкорозничной торговли — форма ТОРГ-23

Программа для розничных магазинов, оптовой торговли, интернет-магазинов и сферы услуг

  • Торговый и складской учет
  • Интеграция с фискальными регистраторами
  • CRM, заказы и сделки
  • Печать первичных документов
  • Банк и касса, взаиморасчеты
  • Интеграция с интернет-магазинами
  • Интеграция со службами доставки
  • Интеграция с IP-телефонией
  • Email и SMS рассылка
  • КУДиР, налоговая декларация (УСН)



Живое общение с редакцией



Рассылка

© 2016 Business.ru – интернет-издание об эффективности вашего бизнеса

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции Business.ru. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность по законодательству РФ.